Поздравляем!
Вы обнаружили секретное место на сайте.
Получите любую из ниже перечисленных услуг абсолютно бесплатно!
Присоединяйтесь к нам
Контактный телефон:
Практики не бывает мало: Harvard Business School обновляет свой курс МВА
В прошлом месяце студентов Harvard Business School можно было увидеть около Copley Mall в Бостоне, где они опрашивали молодых мам по поводу того, какое мыло они используют. Данный опрос не проводился с целью дополнительного заработка студентов. Они готовили информацию, чтобы помочь бразильской компании выпустить новое антибактериальное моющее средство на рынок.
Полевые исследования, то есть опрос людей на улицах, - это огромная перемена направления для HBS. Обычно студенты работали в аудиториях и обсуждали темы, придуманные профессорами. Сейчас им разрешено работать в развивающихся странах, чтобы запускать стартапы. «Обучение на деле», возможно, станет нормой, если радикальный пересмотр учебных программ МВА будет иметь успех.
900 студентов прибыли в Бостон в этом году на двухлетнее обучение. Им сообщили, что нужно будет стать «подопытными» в эксперименте. Новое практическое дополнение к программе обучения в HBS называется «FIELD» (Field Immersion Experiences for Leadership Development). Далеко не все из числа студентов и преподавательского состава с энтузиазмом приняли нововведение быть частью эксперимента. Нитин Нориа, с июля 2010 года декан HBS, является ответственным за воплощение изменений в жизнь. Он говорит: «Если все получится, то метод FIELD станет неотъемлемой частью методики анализа ситуаций».
Задолго до назначения деканом, мистер Нориа потерпел неудачу в попытке преобразовать бизнес-школы таким образом, чтобы преподавать менеджмент наподобие правоведения или медицины. На вопрос: что ожидать от выпускника МВА по окончании такой программы, он отвечал: «Они должны овладеть телом знаний. Но также уметь применить эти знания, руководствуясь рассудительностью и трезвостью ума». Долгое время студентов МВА отправляли на летнюю практику к потенциальным работодателям. Но HBS, как и другие бизнес-школы, предоставляла незначительную помощь студентам в практическом применении исследований в области управления.
Что будет на втором году обучения – все еще в разработке. Но точно известно, что первый год поделен на три части. Первая – обучение построению команды. Студенты по очереди возглавляют группу в рамках определенного проекта, например, создания «экологически чистой скульптуры» (“eco-friendly sculpture”). Они учатся работать совместно, делиться своим и принимать опыт других. Такие упражнения подобны тем, что используются в армии США.
Вторая часть – студентов направляют на работу в одну из 140 фирм в 11 странах. Студенты уже будут иметь конференц-связь с этими компаниями, начиная с бразильской мыловарни и до фирм по недвижимости в Китае. Также они смогут работать не только на территории бизнес-школы, а проводить исследования для разработки продукции, подобно примеру с опросом около Copley Mall. Такой вид структурированного обучения на собственном опыте очень далек от предыдущего подхода, когда студентов традиционно побуждали «идти на риск» за пределами бизнес-школы.
В третьей части новой программы студентам выделяют 8 недель и начальную инвестицию в размере $3,000 каждому, чтобы запустить небольшую компанию. Наиболее успешные, по итогам голосования всех студентов, получат дальнейшее финансирование. Остается ожидать, перерастут ли новосозданные предприятия за пределы соревнования. То есть, как мистер Нориа надеется, создадутся ли серьезные и конкурентоспособные фирмы. (Если бы HBS задумалась об этом, когда Бил Гейтс начинал делать первые шаги в Microsoft, или Марк Цукерберг создавал Facebook, тогда, возможно, бизнес-школа получала бы сейчас часть прибыли этих мировых гигантов).
Пока неясно одно – чего можно достичь, выполняя задание за одну неделю. Панкадж Гемават, ведущий специалист в менеджменте, заявляет: «В литературе указано: для того, чтобы извлечь пользу из опыта погружения, необходимо как минимум 2-3 недели, а потом еще время на обсуждение в классе». Подготовка студентов к занятиям в бизнес-школе HBS должна быть очень тщательной, чтобы потом компенсировать краткий срок их «полевых» путешествий. Более того, некоторые выпускники бизнес-школы Гарварда, которые согласились принять в свою фирму нынешних студентов, говорят, что не совсем четко представляют, какую значимую работу они могут предложить студентам.
Некоторые профессора неофициально настроены скептически, что подобные изменения стоят такого внимания. В январе проводился опрос в поддержку внедрения «полевого» метода. Мистер Нориа сообщает, что ответы были настолько «полны» энтузиазма, насколько этого можно было ожидать от профессоров. После предоставления нового учебного плана нескольким коммитетам, был получен сигнал-одобрение к старту «деликатного эксперимента на следующие 3-5 лет, чтобы посмотреть, получится ли продвигать идею». Для сравнения: разработка метода анализа ситуаций заняла 13 лет, чтобы иметь то, что создано на сегодня.
Эксперимент обходится не дешево. Добавьте 10-15% к стоимости обучения в HBS (студенты платят как минимум $84,000 в год). Это бизнес-школа возьмет на себя, пока не определит, как все работает. Многое на кону. Потому что там, где Гарвард лидирует, другие университеты могут только следовать.
Источник: The Economist