MBA Strategy arrow GMAT arrow Совершенству не может быть предела. Интервью с Чарльзом Бибилосом, преподавателем курса GMAT 800

Совершенству не может быть предела. Интервью с Чарльзом Бибилосом, преподавателем курса GMAT 800


С тех пор, как GMAT был введен как официальный экзамен для поступления в бизнес школы, подготовка к нему стала одной из наиболее актуальных тем для абитуриентов по всему миру. На сегодняшний день существует множество компаний и частных преподавателей, предлагающих услуги по подготовке к GMAT, однако далеко не все могут похвастаться собственными высокими достижениями.

 


Не так давно компания MBA Strategy запустила новый подготовительный курс GMAT в сотрудничестве с американским преподавателем Чарльзом Бибилосом, выпускником Стэнфордского университета и одним из немногих обладателей максимального балла на тесте – 800.

 


Мы поговорили с Чарльзом об особенностях теста GMAT, о том, каким бывает путь к идеалу, и о его восхищении русскими студентами.


- Чарльз, расскажи для начала немного о себе. Что ты изучал в Стэнфорде, чем занимался в свободное время?


- Я экономист по специальности. Вообще, на экономику я пошел не сразу. Я несколько лет изучал испанский, потом бросил институт, чтобы профессионально заниматься танцами, а через еще пять лет вернулся в Стэнфорд, но уже на экономический факультет. То есть, чтобы окончить университет, мне потребовалось в сумме около десяти лет.


- Удивительно. Пять лет занятий танцами, а потом – экономический. Что тебя вдохновило, чем заинтересовала экономика?


- Хороший вопрос (смеется). Экономика, как мне кажется, в большей степени, чем другие науки, связана с повседневной жизнью людей, с их бытом. Я оглянулся вокруг и задал себе вопрос: какая наука лучше всего объясняет поведение людей, их взаимоотношения, их ежедневную рутину? О чем пишут в газете, которую я читаю за завтраком? Мне эта наука показалась действительно захватывающей, важной. И мне в целом понравилось изучать ее.


- Какие у тебя были планы на будущее к моменту поступления в Стэнфорд?


- У меня не было стопроцентной определенности с тем, чем бы я хотел заниматься в дальнейшем. Ближе к концу обучения я подумал, не пойти ли мне в консалтинг или финансы, но, пройдя несколько собеседований, понял, что это не совсем то, чем бы я хотел заниматься. К тому времени я уже около семи лет преподавал, и мне это нравилось. Поэтому я решил не менять основное направление, а заниматься делом, которое я знаю и люблю, в том или ином виде.


- Когда именно ты начал преподавать? И почему GMAT?


- Преподавать я начал примерно через год после того, как профессионально занялся танцами. Мне предложили работу в компании, которая готовит к тестам. Причем совершенно случайно – знакомый знакомого узнал, что у меня высокий балл по SAT (стандартизированный тест для приема в вузы США), и говорит «приходи к нам работать». В мой график тренировок эта работа вписывалась идеально, и я пошел.


Вначале преподавал GRE и SAT. Первые отзывы от студентов оказались положительными, и менеджер центра спросил, как у меня обстоят дела с GMAT. Тогда я вообще имел весьма смутное представление о том, что это за тест. Он спросил, есть ли у меня пара свободных часов, чтобы сдать пробный, я сказал «конечно». Это было десять или двенадцать лет назад. Кто бы мог подумать, что спустя двенадцать лет я буду профессионально преподавать GMAT (улыбается).


Пробный тест я сдал в целом сносно, но не идеально. Я помню, как, выходя из аудитории, думал «эта штука сложнее, чем GRE и SAT - тут вопросы странные, необычные». Отчасти из-за этого возник интерес к изучению и преподаванию GMAT.


Поработав в компании некоторое время, я ушел, потому что хотел преподавать по-своему, а не так как полагалось по программе. С тех пор я работал независимо – четыре года part-time, пять лет full-time.


- Ты говоришь, что получил неплохой балл на пробном тесте GMAT. Ниже 700 или выше? Ты как-то готовился к нему?


- Очень близко к 700, сейчас, к сожалению, не вспомню. Я сдавал его с нуля, совершенно без подготовки. Просто пришел и написал. Сказал свой результат менеджеру, он мне говорит «окей, отлично, иди, преподавай». Пока я совершенствовался как преподаватель, я прошел еще несколько пробных тестов, но официальный GMAT я сдал только через несколько лет работы. И даже тогда я не мог сказать, что я как-то формально, организованно готовился – просто преподавал достаточно долго, проводил кучу времени над материалами.


- Насколько тебе помог опыт с SAT и GRE?


- Очень помог, с одной стороны. Для человека, преподающего GMAT, опыт работы со стандартизированными тестами американского типа очень полезен. В США свой уникальный стиль написания таких тестов. Можно, например, найти достаточно много общих черт у SAT, ACT, GRE, GMAT, LSAT. При этом GMAT существенно отличается от остальных – и об этом часто говорят студенты. Вопросы в GMAT требуют более осторожного подхода, внимания к деталям – наверное, поэтому я справился с ним не так хорошо, как с GRE или SAT.


Студентам не из США, которые прежде не сталкивались с американскими стандартизированными тестами, приходится дольше готовиться даже к GRE, поскольку они никогда прежде не видели ничего подобного, а уж когда дело доходит до GMAT, то тут есть над чем попотеть даже людям с опытом.


- А что больше всего мотивирует тебя преподавать GMAT?


- Безусловно, работа со студентами. Я наблюдаю за тем, как они борются с тестом, я помогаю им побеждать. Дело в том, что в GMAT кривая обучаемости практически бесконечна. Да, у меня 800, идеальный результат, которого я достигал годами упорной работы, я блестяще сдаю тест. Но когда речь заходит о преподавании, то здесь всегда есть чему учиться, есть что исследовать. У каждого студента свой подход и свои проблемы, ведь GMAT – очень разноплановый, насыщенный тест. Здесь нельзя запомнить 40 математических формул и расслабиться. В этом тесте важно то, как ты думаешь, как обрабатываешь информацию, какую логику применяешь, насколько ты внимателен, насколько хорошо распоряжаешься своим временем и силами.


Поэтому, даже проработав десять лет преподавателем GMAT, я все еще чувствую, что учусь новому каждый день. Каждый раз, когда новый студент заходит в аудиторию, я знаю, что у него будут вопросы, которых я еще не слышал. Может быть, они будут немногим отличаться от тех, на которые я уже отвечал, но они все равно будут. И мне нужно будет искать подход именно к этому студенту, находить двадцатый способ объяснения одной и той же задачи – и я его найду, ведь это действительно интересно. Вот один из моих главных мотиваторов.


- Как ты начал преподавать студентам из России? Чем российские студенты отличаются от студентов из других стран?


- Дмитрий, директор MBA Strategy, связался со мной пару месяцев назад  и предложил мне сотрудничество. Я получаю множество предложений от разных компаний, но мне очень понравился подход MBA Strategy, и уровень подготовки здесь на голову выше многих других компаний, с которыми мне приходилось работать. Кроме того, философия преподавания в MBA Strategy по большей части совпадает с моей собственной.


Есть и другая причина, по которой мне захотелось преподавать для русских и украинских студентов. Мои дедушка и бабушка – иммигранты из России и Украины, мои две тети и мама тоже родились в Украине. Наследственность – тоже важный фактор. Я, конечно, не знаток русской или украинской культуры, но мне кажется, что здесь студенты намного более любознательны, чем в США или в Азии. Они задают очень много вопросов, у них философский подход и отлично развитое критическое мышление, они стремятся вникнуть в самую суть вещей. У русских и украинцев есть тяга к знаниям, которой многим не хватает. Меня всегда это восхищало. Вообще, интеллектуальная дискуссия с группой русских сильно отличается от дискуссии с группой, например, американцев. Часто присущая русским любознательность здорово помогает им на тесте, когда необходимо докопаться до сути вопроса. Но мне, честно говоря, просто очень нравится та интеллектуальная атмосфера, которую создают на занятии студенты MBA Strategy.


- А есть ли какие-то проблемы, которые присущи в основном нашим студентам?


- Ахиллесова пята моей группы (не знаю, насколько она показательна) в том, что они иногда анализируют слишком много. А фишка GMAT как раз в том, чтобы анализировать ровно столько, сколько нужно. Чуточку недопонял – пропустил вопрос, чуточку перемудрил – пропустил вопрос. Особенно это касается вербальной секции. Я не говорю о языковых навыках, нет – уровень английского у моих студентов великолепный. Я замечаю у них склонность к слишком тщательному обдумыванию вопроса: «а что, если, в качестве исключения…» или «а вот эта деталь, из нее ведь можно заключить, что…» ну и так далее. А думать так много не стоит – ведь можно заблудиться и не ответить на вопрос. Я учу их «дозировать» анализ – когда его в вопросе достаточно - ни больше, ни меньше. Вот, наверное, их единственный недостаток. А вообще, мне очень нравится атмосфера в русской группе – такой не почувствуешь нигде больше.


- Что бы ты посоветовал тем, кто собирается сдавать тест уже через пару дней? Через неделю? Через несколько месяцев?


- Когда до экзамена остается несколько дней, я бы посоветовал немного освежить в памяти самые проблемные секции. Если, например, у студента проблемы с грамматическими правилами в Sentence Correction, за пару дней как раз можно их повторить, чтобы быть полностью уверенным в своих силах в день сдачи. Кроме того, в последние дни перед тестом я советую привести в порядок мысли и тело: как следует выспаться, поесть, сделать зарядку. GMAT очень хорошо «чувствует» усталость: малейший недостаток концентрации немедленно скажется на результате.


Есть студенты, которые не прекращают корпеть над учебниками до самого утра перед сдачей. На тесте это может иметь катастрофические последствия. Для GMAT, который наказывает за неправильно прочитанное слово или пропущенную цифру, такой подход контрпродуктивен.


Когда до теста остается неделя, лучше всего уделить свободное время пробным тестам. Важно настроиться на ритм экзамена, а это лучше всего достигается практикой в условиях, максимально приближенных к реальным. Остальное время стоит посвятить работе над своими слабыми сторонами. Опять же, не до изнеможения. В меру.


За несколько месяцев до теста я бы посоветовал взять подготовительный курс. Но записываться на него имеет смысл лишь в том случае, если он действительно глубокий. В США многие компании предлагают экспресс-курсы по 25-30 часов, 40 от силы. Я не очень верю в то, что за 30 часов работы в классе можно достичь высоких результатов. Для сравнения: курс, который я преподаю в MBA Strategy, длится около 60 часов. GMAT – очень объемный тест, поэтому я советую по возможности брать исчерпывающий курс. В идеале, после такой подготовки студент четко понимает свои сильные и слабые стороны в каждом разделе и имеет ясное представление о том, над чем ему стоит поработать самостоятельно. А дальше – практика, практика и еще раз практика!


- Огромное спасибо за интервью, Чарльз. Классных студентов тебе в следующих группах!

blog comments powered by Disqus

Подписка на новости Subscribe


Запишитесь
на бесплатную консультацию!
Оставьте свои данные, и в течение 12 часов с Вами свяжется наш менеджер и согласует удобное для вас время консультации