MBA Strategy arrow Masters & PhD arrow Одна лишь мысль о деньгах может сделать вас аморальным

Одна лишь мысль о деньгах может сделать вас аморальным


Правда ли, что деньги толкают на аморальные поступки? Действительно ли рыночные отношения портят людей? Профессора европейских университетов доказали вред денег экспериментальным путём.

 

Армин Фэлк, специалист в экономической бихевиористике из Bonn University (Германия) и Нора Сзеч из Bamberg University провели эксперимент, который подтверждает эту теорию.

 

Участники эксперимента были разбиты на две группы. Каждому участнику первой группы задали вопрос, за какую сумму он бы согласился убить мышь. 60 процентов студентов не согласились убить мышь даже за 10 евро. Во второй группе организовали аукцион. Цена за убийство мыши оговаривалась, и в итоге 80 процентов участников согласились убить мышь за 5,10 евро. По словам Армина Фэлка, эксперимент показывает, как деньги разрушают моральные принципы.

 

В США был проведен ряд исследований, которые подтверждают теорию Фэлка. Студенты последнего года обучения начального бизнес курса также были разделены на две группы. В одной из групп студентов «натолкнули» на мысли о деньгах, используя связанные с этой темой фразы. Затем участникам раздали бланки, в которых они должны были вписать недостающие буквы в словах. К примеру: M A R _ _ _, D E _ _, T R A _ _ , которые можно было дополнить как «marble, dear, track» (мрамор, милый, тропа), или «market, deal, trade» (рынок, сделка, торговля). Как и ожидалось, большинство студентов, которых натолкнули на мысли о деньгах, вписали слова, связанные с данной тематикой.

 

Затем среди студентов провели этический тест. К примеру, нужно было сделать выбор: сказать правду и заработать два доллара, или солгать и заработать пять. Или, например, стащить бумагу из принтера за деньги. Во всех экспериментах студенты, которых наталкивали на мысли о деньгах, были больше склонны к совершению неэтичных поступков. Они крали бумагу, лгали за деньги, нанимали на работу кандидата, готового продать информацию о компании-конкуренте.

 

По словам Кристен Смит-Кроу, профессора University of Eccles School of Business (Юта) и соавтора исследования, студенты готовы были совершить подобные поступки, поскольку мысли о деньгах активизировали бизнес-мышление, направленное на анализ затрат и выгод, а также личный интерес.

 

Но не всё так плохо. После падения Железного Занавеса Алекс Окенфельс из University of Cologne провел тесты в группах студентов, которые выросли на социалистическом востоке и рыночно ориентированном западе. В средине 1990-х он, с помощью ранее изобретенного Нобелевским лауреатом Райнхардом Сельтеном эксперимента, «протестировал» этих молодых людей на предмет солидарности. Студенты, незнакомые друг с другом, могли выиграть определенную сумму денег, но перед этим, каждый из них должен был решить, готов ли он разделить выигрыш с возможным проигравшим. Никто из троих участников не знал ответ двух других, таким образом, можно было определить предрасположенность каждого из студентов к акту солидарности. В результате, студенты, воспитанные в социалистической среде оказались менее склонны к солидарности, чем студенты из капиталистической среды. 


В чем же причина? Дело в том, что социалистическое общество часто сталкивалось с дефицитом товаров и услуг, поэтому людям часто приходилось бороться даже за основные средства к существованию. Рыночная экономика наоборот основывается на доверии к другим. 

 

masters_ua_button.png

blog comments powered by Disqus

Подписка на новости Subscribe


Запишитесь
на бесплатную консультацию!
Оставьте свои данные, и в течение 12 часов с Вами свяжется наш менеджер и согласует удобное для вас время консультации