MBA Strategy arrow Рекомендации arrow Пять когнитивных ошибок, которых следует избегать студентам МВА

MBA

MBA (Master of Business Administration) – квалификационная степень в менеджменте (управлении). Зачастую аббревиатура используется для обозначения не степени, а самих программ обучения для получения степени. Квалификация MBA подразумевает способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена. Обычно период обучения по программе MBA занимает от одного до двух лет. Степень МВА, полученная в одной из топ бизнес-школ мира, – это «ключ» к карьере топ-менеджера в известнейших мировых корпорациях и возможность полностью раскрыть свой потенциал как менеджера! Подробнее >>

mba_ua_button.png

Пять когнитивных ошибок, которых следует избегать студентам МВА


Будем откровенны, иногда мозг подводит нас всех. Каким бы рациональным не был человек, он все равно рано или поздно ошибется: такова уж его природа. 

Иногда мы принимаем логичные решения, которые помогают нам работать лучше, но порой наши действия иррациональны, поддающиеся эмоциями или попросту необъяснимы. Чтобы помочь вам раскрыть весь свой ментальный потенциал, мы собрали в этой статье пять распространенных когнитивных ошибок, которые мешают людям принимать правильные решения в бизнесе.

Систематическая ошибка выжившего 

 

Подобные ошибки встречаются очень часто, но неспециалисту их порой трудно вычленить. Наглядный пример ошибки выжившего – статьи вроде «Как добиться успеха при обучении в бизнес-школе», «Лучшие советы, которые помогли Филу Найту», «Фантастический режим подготовки Леброна Джеймса в межсезонье» и т.п. 

В чем заключается ошибка выжившего? Это склонность ориентироваться на победителей и учиться у них, игнорируя тех, кто использовал ту же стратегию, но не добился успеха. Не стоит слепо следовать советам известных бизнесменов: у них есть полезный опыт, но он не обязательно поможет всем. 

 

Эффект якоря 

 

Эффект якоря – это склонность человека полагаться на первую увиденную им информацию – «якорь» – при принятии решений. Независимо от достоверности информации, решение будет «подгоняться» под нее. 

Если выпускник бизнес-школы захочет основать стартап в отрасли розничной торговли или пищевой промышленности, он должен знать о пользе «якорей». Их можно использовать при определении лимита закупок и установлении первоначальной цены. В сфере ценообразования очень часто говорят об эффекте якоря. 

Например, если вы установите цену на часы в размере 500 долларов, потребитель может решить, что это слишком дорого. Но если покупатель раньше видел часы за 5000 долларов, ваш продукт покажется ему довольно дешевым. Цены на товары категории «премиум» работают как «якоря», по сравнению с которыми другие товары кажутся дешевле. 

Тем не менее, следует помнить о нескольких моментах:  

Прежде чем использовать «якоря», изучите свою целевую аудиторию. Эффект якоря слабеет, если потребитель давно знаком с товарами, которые вы продаете.  

Не устанавливайте слишком высокую цену, иначе ваш товар будет проигрывать в сравнении с другими «якорями». Ознакомьтесь со средними ценами в вашей отрасли. 

Эффект якоря действует всегда и везде. Поэтому при формировании ассортимента и ценообразовании следует действовать очень осторожно.  

 

 

Боязнь потерь 

 

Никому не нравится проигрывать. Все мы инстинктивно стараемся избежать потерь – до такой степени, что это становится для нас важнее, чем достижение успеха. 

Исследования показывают, что если человек неожиданно получает 10 долларов, у него немного повышается настроение, но если он внезапно теряет 10 долларов, то расстраивается намного больше.   

Из-за боязни потерь предприниматели все время беспокоятся о том, что их компания может понести убытки. Порой это приводит к тому, что они не хотят рисковать и расширять бизнес, чтобы не потерять деньги.  

Такой образ мышления также приводит к «ошибке невозвратных затрат»: предприятие продолжает работать по-старому, даже если старые методы очевидно не работают. Предприниматели боятся изменений и порой доводят свои компании до банкротства, поскольку им кажется, что уже вложили слишком много денег, чтобы менять подход.  

Три ярких примера подобных компаний – Blockbuster, Toys ‘R’ Us и Kodak. Они не хотели приспосабливаться к новым реалиям нашего стремительно меняющегося мира. Эти предприятия руководствовались правилом: «мы всегда так делали – зачем что-то менять?».  

 

Эвристика доступности  

 

Эвристика доступности – это распространенная когнитивная ошибка, заключающаяся в следующем: нам кажется, что примеры, которые первыми приходят на ум, являются самыми важными или встречаются чаще всего.  

Студент Гарвардской школы бизнеса рассказывал, что когда он работал агентом по закупкам, ему нужно было выбрать поставщика из нескольких возможных. Он выбрал фирму, чье название ему показалось наиболее знакомым, но впоследствии узнал, что название знакомо ему из-за негативных упоминаний в прессе: эту компанию критиковали за вымогательство средств у предприятий-клиентов. 

Точно так же, когда мы размышляем о карьере после выпуска из бизнес-школы, мы вспоминаем несколько профессий, которые у всех на слуху, но на самом деле есть множество других карьерных путей, например, в сфере моды, в области брендинга класса люкс или в некоммерческих организациях.  

 

Предвзятость подтверждения 
 

Это, пожалуй, самая опасная ошибка. Предвзятость подтверждения – это склонность находить и отдавать предпочтение информации, которая подтверждает нашу точку зрения по тому или иному вопросу. 

Никому не нравится ошибаться, поэтому мы настойчиво ищем любые доказательства своей правоты. Это может привести к катастрофическим последствиям в бизнесе. 

Допустим, ваш стартап собирается выпустить новый продукт. Возможно, вы уже в мельчайших подробностях представили себе, каким должен быть этот продукт, но ваше мнение не должно влиять на анализ рынка и результаты исследования в фокус-группах. Поскольку многие склонны подсознательно отдавать предпочтение информации, которая подтверждает их мнение, нужно формировать идеи на основе исследований, а не наоборот.

Чтобы противодействовать предвзятости подтверждения, полезно назначить «адвоката дьявола», чтобы серьезные решения принимались взвешенно и справедливо. 

ЗаписьнаконсультациипопоступлениювКиеве
blog comments powered by Disqus

Подписка на новости Subscribe


Запишитесь
на бесплатную консультацию!
Оставьте свои данные, и в течение 12 часов с Вами свяжется наш менеджер и согласует удобное для вас время консультации
X
Хотите получить
диплом MBA?
Оставьте свои данные и забирайте курс
книгу "10 шагов к MBA бесплатно"