Альтернативы программам МВА становятся все популярнее
Более «быстрые» конкуренты начинают обгонять традиционные программы MBA. Новый анализ от Times Higher Education и Wall Street Journal показывает, что желающие получить степень МВА все чаще выбирают годовые, а не двухлетние программы.
Рынок «быстрых» MBA
У двухгодичных программ МВА, которые существуют в основном в американских
университетах, наблюдается спад количества абитуриентов-иностранцев, в то время как у большинства программ в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Канаде и Европе таких абитуриентов, наоборот, становится больше.
«Рынок этих «быстрых» MBA международный: пять лучших учреждений в рейтинге – это Гонконгский Университет, Индийская школа бизнеса, Индийский институт
менеджмента в Калькутте, Австралийская школа глобального менеджмента SPJain и
швейцарская школа IMD», – говорится в анализе.
Анализ основан на данных об эффективности, собранных у 114 бизнес-школ из 24 стран, за исключением некоторых известных школ.
Почти 23 000 ответов было получено в результате опроса выпускников бизнес-школ при поддержке школ по целому ряду бизнес-программ: двухлетние MBA, годичные MBA, магистерские программы в области финансов и менеджмента.
Бизнес-школы США доминируют на рынке двухлетних программ MBA: 44 из 54 школ, упомянутых в анализе, расположены в США. Они также входят в число лучших бизнес-школ мира и занимают первые девять позиций в рейтинге двухгодичных программ.
Рост популярности альтернатив программам МВА
Несмотря на хорошую репутацию традиционных программ в области качества, «быстрые» альтернативы становятся все популярнее среди поступающих в бизнес-школы, у которых нет лишнего времени на обучение.
Программа MBA школы HEC Paris, длительность которой – 16 месяцев, стала «идеальным компромиссом» в отличие от большинства программ бизнес-школ США, где обучение занимает два года.
Причины привлекательность “быстрых” программ
1. Стоимость обучения
Андреа Масини, заместитель декана HEC Paris, отвечающая за программу MBA, пояснила: «Число заявлений на поступление [на 16-месячную программу] выросло более чем на 10%, что позволило нам расширить программу и улучшить ее качество».
В какой-то мере привлекательность этих более коротких программ объясняется их отличием от американской модели, а также более низкими ценами.
Двухгодичная программа MBA может стоить около 200 000 долларов США, что объясняет, почему такие программы не очень хорошо зарекомендовали себя в рейтингах разнообразия социоэкономического положения студентов (в частности, из-за показателей количества студентов, родители которых тоже обучались в университете).
В то время как двухгодичные программы набирали больше баллов по большинству
показателей, например, более прочные связи между выпускниками, годичные MBA, как правило, показали большее гендерное разнообразие среди студентов и сотрудников, а также большее разнообразие этнического состава.
2. Удовлетворение спроса работодателей в выпускниках MBA
По словам Джона Фонга (John Fong), генерального директора и руководителя сингапурского кампуса бизнес-школы SP Jain, еще одним привлекательным моментом более короткой программы является ее способность не только быстрее выпускать студентов на рынок труда, но и удовлетворять растущие потребности работодателей в выпускниках MBA.
Близкие к MBA программы, в частности, недавно появившиеся магистерские программы в области менеджмента (MIM) и финансов (MIF), которые, как правило, преподаются очно в течение одного года, также показывают растущее количество абитуриентов в Европе.
В последние годы в бизнес-школе Imperial College в Великобритании тоже наблюдается рост числа абитуриентов, несмотря на то, что степени MIM и MIF существовали в этом университете уже десятки лет.
Школы, которые традиционно были ориентированы на MBA, теперь переходят к специализированным магистерским программам
Лейла Герра, заместитель декана и заведующая программами в Imperial College, сказала: «Когда-то на рынке бизнес-школ доминировали MBA, но MIF и MIM составляют им здоровую конкуренцию. Программы MIF и MIM приобрели мировую известность, и это означает, что интерес к ним будет только расти, и это хорошо», – добавляет она.
Программы MIM и MIF обеспечивают вам карьерный рост в 22 года, но если вдруг (например, через несколько лет) вам понадобится расширить компетенцию, всегда можно поступить на MBA.