MBA Strategy arrow Что такое МBA arrow Сколько стоит MBA?

MBA

MBA (Master of Business Administration) – квалификационная степень в менеджменте (управлении). Зачастую аббревиатура используется для обозначения не степени, а самих программ обучения для получения степени. Квалификация MBA подразумевает способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена. Обычно период обучения по программе MBA занимает от одного до двух лет. Степень МВА, полученная в одной из топ бизнес-школ мира, – это «ключ» к карьере топ-менеджера в известнейших мировых корпорациях и возможность полностью раскрыть свой потенциал как менеджера! Подробнее >>

Сколько стоит MBA?


СколькостоитMBA?Число желающих получить степень MBA (Master of Business Administration) в Украине растет с каждым годом. Конечно, мало кто из них принимает решение о необходимости получения MBA на основе расчета эффективности инвестиций в данный вид образования. А интересно, что получится, если рассмотреть получение степени MBA лишь как частный случай инвестиций в "человеческий капитал"?

Мы публикуем мнение аспиранта, предложившего свои формулы для таких расчетов.
По данным ЮНЕСКО, 60% разницы в доходах людей объясняется образованием, а 40% - всеми остальными факторами (такими как здоровье, природные способности, социальное происхождение, ценностные установки, стереотип поведения). Из этой прямо-таки обескураживающей статистики следует, что первый рычаг влияния на ваши доходы - это образование. Итак, попробуем рассмотреть получение МВА не как карьерное, а как чисто инвестиционное решение.

Теория
Будем исходить из того, что человеческий капитал есть запас знаний и профессионального опыта, сформированный в процессе обучения и накопленный за время работы, представляющий ценность для потенциального роста заработков в будущем или получения более престижной работы. При принятии решений об инвестициях индивидуальные выгоды от дополнительного образования сопоставляются с издержками на его получение. Выгоды представляются таковыми: более высокие заработки в будущем, расширение доступа к интересной, приятной и перспективной работе, повышение социального статуса (так называемые моральные выгоды). К затратам (издержкам), сопровождающим процесс получения бизнес-образования относятся:

· прямые затраты, включающие плату за обучение, проживание, учебники и т.д.;
· упущенный заработок (доходы, которые вы могли бы получить за время обучения в бизнес-школе); -
· моральный ущерб, так как получение образования является трудным и часто неприятным занятием, а последующий поиск работы утомляет и истощает нервную систему.

Характерно, что выгоды от образования можно получать длительное время, практически всю жизнь. Из практики известно, что диплом MBA производит на работодателей наибольшее впечатление в течение приблизительно пяти лет, после чего на вас начинает работать послужной список. Исходя из этого, примем за срок действия инвестиционного проекта по получению степени MBA пять лет.
Как гласит пословица, "лучше синица в руках, чем журавль в небе". Выгоды в будущем имеют меньшую ценность по сравнению с такими же выгодами, получаемыми сегодня. Люди склонны выше оценивать определенную сумму денег или набор благ в настоящее время, чем такую же сумму или набор благ в будущем. На этом основано положение о так называемом "предпочтении благ во времени". Если дополнительные доходы использовать как инвестиции в физический капитал с целью получения прибылей в будущем, то и это лучше сделать раньше, чем позже.
Поэтому в любом случае будущие выгоды необходимо дисконтировать, приводя к одному моменту времени. В общем виде дисконтирование осуществляется по формуле дисконтирования доходов (NPV).  
(Ф1), где Dc - сегодняшняя величина дохода; Dt - будущая величина дохода; i - текущая рыночная процентная ставка; t - число лет.
Выгоды от бизнес-образования представляют собой поток выгод во времени или сумму ежегодных выгод на предстоящий период трудовой деятельности после его получения.
Для большинства людей основным стимулом инвестиций в образование являются дополнительные доходы от него. Дисконтирование будущих доходов уменьшает их величину при приведении к настоящему моменту времени, поэтому суммарные дополнительные доходы, связанные с получением образования, должны превышать инвестиции в него. То есть инвестиции в образование становятся выгодными если (V0)>(C).
Основными критериями оценки эффективности инвестиций в образование (человеческий капитал) являются определение чистой текущей стоимости (NPV) и определение внутренней нормы отдачи.
"Чистая приведенная ценность" (net present value - NPV) - наиболее точная мера экономической ценности образования. Критерий NPV, то есть эффекта от образования, сводится к максимизации разницы между выгодами от образования и затратами на него.
"Эффект=выгоды-затраты"

Внутренняя норма отдачи есть норма дохода, которую можно ожидать при реализации образовательного инвестиционного проекта. Для эффективных инвестиций q должна превышать банковскую ставку процента по долгосрочным займам. Чем выше q, тем прибыльнее инвестиции в образование. При наличии у индивида бюджетного ограничения, то есть если у вас имеется только определенная сумма сбережений и нет возможности взять кредит на обучение, данный критерий не дает ответа о том, какой образовательный инвестиционный проект нужно выбрать.
Образовательные инвестиции в людей обладают общим свойством взаимоисключаемости, ибо если индивид решает учиться на строителя, он не может одновременно принять решение о получении профессии врача.

Практика
Теперь перейдем к расчету двух конкретных инвестиционных проектов получения диплома МВА. Например, Иванов Иван Иванович работает финансовым директором крупного торгового холдинга. Его заработная плата на данный момент составляет три тысячи долларов США. Он решил получить диплом MBA и выбирает из двух бизнес-школ - Чикагской школы бизнеса (Graduate School of Business Chicago University) и INSEAD (см. табл. 1).
Приведем пример расчета, исходя из параметров программы Чикагской школы. Расчеты производятся в долларах США. Процентная ставка (r) выбрана в размере 10%. Рассмотрим образовательный инвестиционный проект 1.
Итак, доходы от MBA составят:
· З/п за пять лет после получения MBA 140 281*5=701 405 $
· Оплачиваемые стажировки 15 000*2=30 000 $
Итого доходы: 731 405 $
Затраты на получение MBA:
· Прямые затраты 48 000*2=96 000 $
· Упущенный заработок за два года обучения: 3 000*12*2=72 000 $
Подготовка к получению MBA:
· Стоимость курса подготовки к сдаче теста TOEFL - $295
· Стоимость сдачи теста TOEFL - $100
· Стоимость курса подготовки к сдаче теста GMAT - $600
· Стоимость сдачи теста GMAT - $210
· Стоимость курса Pre-MBA - $250
· Затраты на почтовую рассылку документов - $100
Итого издержки на подготовку к поступлению в Бизнес-школу:1 545 $
Итого издержки: 169 545 $
Можно учесть и другие факторы. Например, наличие диплома MBA открывает прекрасные перспективы успешной карьеры за рубежом. Однако смена места работы тоже сопровождается определенными затратами, как материальными, так и моральными (временная потеря дохода, поиск новой работы, а иногда и переезд на новое место жительства и т.д.). Зато если человек получит на новом месте более высокооплачиваемую работу, выгоды при этом будут иметь долгосрочный характер.
Величину выгоды тоже можно рассчитать. Значительная часть затрат на смену страны, в которой вы работаете, - это моральные затраты. Они связаны с потерей друзей и знакомых, выгод от деловых и личных связей, знаний, необходимых для работы, и окружающей обстановки. Вы отдаляетесь от родительского дома, а уж если вы успели завести семью, то не каждый работодатель согласится на оплату переезда и оформление виз вашей семье.
Исследования американских экономистов показали, что сначала заработная плата иммигрантов относительно ниже заработной платы коренных американцев того же возраста и уровня образования. В 1981 г., например, недавние иммигранты из Азии и Европы зарабатывали примерно на 25 % меньше, чем их коллеги американского происхождения, а выходцы из Латинской Америки - даже на 35 % меньше. Однако иммигранты, которые прибыли в США в начале 60-х годов, в 1980 году зарабатывали уже на 8-10% больше, чем коренные американцы с такими же прочими характеристиками.
Заметим напоследок, что чем моложе человек, тем больше временной горизонт, на котором он может получать выгоды от инвестиций в свой человеческий капитал. Поэтому у молодых людей выше отдача от любых инвестиций в человеческий капитал.

Таблица 1.

Школа

Продол- житель-ность обучения, лет

Стоимость обучения, страховки и проживания, тыс. $/год

Средний балл поступивших по TOEFL

Средний балл по GMAT

Средний доход выпускников, $/год

Стипендии, $/год

Оплачиваемые стажировки, $/год

University of Chicago Graduate School of Business

2

48

От 600

690

140.281

-

15.000

INSEAD

1

41.500

От 620

680

115.127

5.000

5.000

* расчеты были использованы в статье журнала "Бизнес", посвященной бизнес образовании

 

blog comments powered by Disqus

Подписка на новости Subscribe


Запишитесь
на бесплатную консультацию!
Оставьте свои данные, и в течение 12 часов с Вами свяжется наш менеджер и согласует удобное для вас время консультации
X
Хотите получить
диплом MBA?
Оставьте свои данные и забирайте курс
книгу "10 шагов к MBA бесплатно"