Поздравляем!
Вы обнаружили секретное место на сайте.
Получите любую из ниже перечисленных услуг абсолютно бесплатно!
Присоединяйтесь к нам

Контактный телефон:
Дефицит топ-МВА
Высокие темпы роста экономики страны, по идее, должны привлекать большое количество менеджеров с западным бизнес-образованием и опытом работы. Однако из украинцев — выпускников западных МВА — возвращаются единицы. Поскольку на украинском рынке, с одной стороны, практически нет компаний, где согласно корпоративной культуре принято набирать большое количество МВА-выпускников, а с другой — практически нет самих выпускников, то в результате получается замкнутый круг.
Не так давно в Киеве прошла уже пятая MBA Community Meeting — встреча студентов ведущих бизнес-школ мира с желающими поступать на учебу в эти школы. Хотя зал на встрече был переполнен (зарегистрировались более 150 участников), как оказалось, в топ-7 американских школ непосредственно из Украины в этом году поступили всего три человека — двое в Chicago GSB и один в Harvard. В остальные пять топ-школ (Columbia, Kellogg, MIT Sloan, Stanford и Wharton), вероятно, в этом году никого из жителей Украины не приняли.
Почему же при таком значительном интересе к МВА-образованию со стороны украинцев получаются весьма неутешительные результаты? Ведь в Украине высокие темпы роста инвестиций, модернизируются предприятия и растет ВВП, что должно привлекать большое количество менеджеров с западным бизнес-образованием и опытом работы.
Причин такой ситуации в сфере бизнес-образования несколько, и основные из них мы хотим проанализировать в данной статье.
- Большая часть украинцев, которым удается поступить в ведущие бизнес-школы, работают и живут за границей.
- Международные компании, которые проводят основной набор на топ-МВА-программы, в Украине представлены незначительно.
- В Украине существенно ограничены возможности трудоустройства для выпускников западных МВА-программ.
- Процесс поступления на МВА отличается от традиционных представлений украинцев о поступлении в учебные заведения.
- Большинство сильных потенциальных кандидатов в Украине предпочитают строить карьеру без МВА-образования.
Большая часть украинцев, которым удается поступить в ведущие бизнес-школы, работают и живут за границей
В нынешнем году как минимум в пять из топ-7 американских топ-школ поедут учиться те украинцы, которые на момент поступления уже несколько лет проработали и живут за границей (из России, Германии, США и Израиля). Как правило, у них уже есть высшее образование, полученное на Западе. Никоим образом не умаляя их заслуг, следует признать, что в глазах бизнес-школ зачастую более предпочтительно выглядят именно такие кандидаты.
Согласитесь, что гораздо интереснее тот кандидат, который в своих эссе описывает, как он, сидя в Нью-Йорке, разрабатывал маркетинговые кампании для всей Европы, чем сотрудник той же компании из киевского офиса, отвечающий, скажем, за Черниговскую область. Кроме того, для рейтингов школ очень важно трудоустройство выпускников (в какие компании они пойдут и на какие зарплаты). Несложно понять в данном случае, какого из этих выпускников будет легче «продать» работодателям. Кроме того, наличие у кандидата опыта работы за рубежом позволяет бизнес-школе снизить риски еще и потому, что такому студенту будет легче «войти» в новую среду — привыкнуть к чужой культуре, найти общий язык с одноклассниками, обучаться по интенсивной программе.
В Украине незначительно представлены международные компании и индустрии, с которых обычно проводят основной набор на топ-МВА-программы
Данная причина во многом следует из предыдущего пункта. В бизнес-школы топ-7 поступает множество работников консалтинговых компаний и инвестиционных банков, несколько меньше сотрудников компаний поступает из так называемого реального сектора, большинство из которых хотят перейти в консалтинг или заниматься инвестиционной банковской деятельностью.
Хотя прямой зависимости нет, но, как правило, чем более престижна бизнес-школа, тем из более престижных компаний в ней учатся студенты. Например, часто упоминается McKinsey — один из наибольших «поставщиков» студентов и в то же время наибольший рекрутер в Гарвард.
Если говорить о наиболее престижных консалтинговых компаниях, то из «большой тройки» консалтинговых компаний (Bain/BCG/McKinsey) Bain и BCG только в этом году открыли офисы в Украине, а McKinsey пока только планирует это делать. Что касается западных инвестиционных банков, то они в Украине практически не представлены и ведут свою деятельность здесь через офисы в Лондоне или Москве.
Получается, что даже те несколько человек, которые поедут в этом году на учебу в топ-школы в США, работали в Украине в консалтинговых направлениях компаний «большой четверки» и западных инвестиционных фондах. Именно им оказалось легче «продать» себя бизнес-школам, в том числе и потому, что сильные бренды их работодателей помогли убедить бизнес-школы в том, что кандидаты могут работать в западной компании и обучаться западным технологиям менеджмента. Соответственно, если бы таких компаний было больше, то, во-первых, больше было бы поступающих на МВА, а во-вторых, было бы больше поступивших.
В Украине существенно ограничены возможности трудоустройства для выпускников западных МВА-программ
Если посмотреть на отчеты о трудоустройстве ведущих американских школ, будет видно, что до 80% студентов идут работать в консалтинг и в сферу инвестиционной банковской деятельности. Например, в Chicago GSB в 2006 году 44% выпускников пошли работать в финансовый сектор (Investment Banking, Investment Management/ Research, Sales and Trading), 22% — в консалтинг, 8% — в маркетинг и только 25% — по остальным направлениям.
Следует заметить, что такая картина вообще характерна для ведущих американских бизнес-школ — подавляющее большинство их выпускников остается работать в самой большой экономике мира — американской. На примере Chicago GSB это отлично видно — 80% выпускников 2006 г. остались работать в США и только 6,4% уехали в Западную Европу (в основном в Лондон). О Восточной Европе в отчете не упоминается. Это приводит также к еще одной проблеме — поступающие из Украины часто должны ездить в другие страны для проведения вступительных интервью с выпускниками этих школ. Разумеется, что в этом случае нашим кандидатам сложнее объяснить свои успехи выпускнику — россиянину или американцу, чем украинцу. Да и отношение к кандидатам из Украины у них нередко все-таки будет отличаться от интервьюеров, живущих в Украине.
Процесс поступления на МВА отличается от традиционных представлений украинцев о поступлении в учебные заведения
Сейчас можно говорить о значительном интересе к МВА в Украине. Однако когда дело доходит до тестов GMAT и TOEFL, которые необходимо сдать для поступления, у многих опускаются руки. Средний период подготовки к GMAT составляет от полугода до года и это уже при наличии хорошего знания английского языка. Несколько кандидатов, поступивших в этом году на МВА, готовились к сдаче GMAT около двух лет, сдавая его до семи раз. Но у многих не хватает времени и настойчивости сдать этот тест. А ведь кроме сдачи GMAT и TOEFL, необходимо в каждую бизнес-школу подготовить несколько эссе, пройти интервью, поэтому затраты времени, усилий и средств получаются весьма ощутимые.
Дмитрий Власов, студент London Business School (LBS), упоминая о типичных проблемах при написании эссе, говорит: «Скажу банальную вещь: самое трудное — вложиться в ограниченное количество слов. Когда тебе дают лимит в 1500 или 2000 слов, то очень трудно донести свою мысль, приходится многое вырезать. Еще одна трудность заключалась в ответе на вопрос эссе по сути. Надо было четко и при этом красиво изложить свою мысль.
Опять же, каждое эссе (их обычно подают четыре-семь в каждую бизнес-школу) должно полностью отражать личность кандидата. Само по себе оно должно быть уникальным, но в то же время весь набор эссе в одну школу должен быть цельным и создавать единую картину, ведь в одном эссе в одну и ту же бизнес-школу ты можешь написать одно, а в другом нечто противоположное. На таких противоречиях школы обычно сразу ловят».
Большинство сильных потенциальных кандидатов предпочитают строить карьеру без МВА-образования
Поскольку на украинском рынке, с одной стороны, практически нет компаний, где согласно корпоративной культуре принято набирать большое количество МВА-выпускников, а с другой — практически нет самих выпускников, то в результате получается замкнутый круг, и большинство перспективных специалистов решают строить свою карьеру без западного МВА.
Украинские компании быстро развиваются, поэтому «выпав из обоймы» на два года, можно в результате только потерять в карьерном росте, ведь за эти два года бывшие коллеги успевают дорасти до уровня директоров.
Выпускники топ-МВА не торопятся в украинские компании
Для выпускников МВА очень важен не только высокий уровень зарплат, но и наличие в компании специальной программы для МВА. Например, в компании British Petroleum (BP) есть двухлетняя программа Helios fellowship, на которую набирают в основном студентов из Stanford, Chicago GSB, Kellogg, Yale, Harvard, London Business School, Tsinghua, The Judge Business School at Cambridge and INSEAD. Некоторые украинские компании предпочитают приглашать выпускников МВА-программ уже с опытом работы после окончания МВА в консалтинге или инвестиционном банкинге. Так как украинские компании находятся в основном на стадии развития, они еще не готовы предложить такие программы, как Helios fellowship выпускникам МВА. По данным компании QS World MBA Tour, Дмитрий Фадеев, выпускник Chicago GSB, проходит сейчас программу Helios fellowship: «Эта программа дает мне возможность быть задействованным в большом количестве различных проектов в течение двух лет, чтобы как можно больше узнать о компании. На данный момент я нахожусь в Лондоне и отслеживаю инвестиционные возможности в Северной Африке. Компания старается направить вас на позиции, на которых вы не имеете опыта, чтобы перенастроиться. Это ускоренное развитие карьеры в отрасли, где не всегда есть четкий карьерный путь».
Компании и индустрии, где обычно происходит значительный набор выпускников из топ-МВА-программ, в Украине представлены незначительно
Нужны ли в Украине выпускники элитных бизнес-школ?
В завершение хотелось бы сказать следующее. Большинство из вернувшихся выпускников МВА в Украину — выпускники программ Muskie, которые по условиям программы должны вернуться на два года. Следует заметить, что практически все они закончили бизнес-школы, находящиеся за пределами топ-7. Начав работать в Украине, большинство из них зарабатывали гораздо меньше $95-100 тысяч в год, которые получают их соотечественники, оставшиеся работать на Западе. В то же время многим удалось сделать успешную и быструю карьеру, о которой на Западе можно только мечтать. Например, экс-киевлянин Руслан Корж в 1994 г. окончил Kellogg и с тех пор работает в AT Kearney, уже много лет руководя работой офиса в СНГ.
Говорит Александр Зайцев, выпускник Cornell (программа Muskie), работающий консультантом в киевском представительстве международной консалтинговой компании: «Я был вынужден приехать обратно в СНГ потому, что меня спонсировала программа Muskie. О том, что я вернулся в СНГ, не жалею, напротив — очень рад. Дом есть дом. Наличие диплома MBA являлось критическим фактором при получении работы в консалтинге, о которой я давно мечтал. Иначе я бы ее никогда не получил».
Пример Александра Лядова крайне нетипичен для привычных представлений о карьере менеджера в СНГ, однако такие кардинальные изменения карьеры — довольно частый случай после окончания МВА-программ. Во время обучения на Executive-программе в Европейском отделении Чикагского университета в Барселоне Александр занимал должность управляющего директора РА Bates Ukraine, а позднее управляющего директора Euro RSCG Kiev и являлся совладельцем группы компаний Euro RSCG Group. Построив успешную карьеру по окончании программы Executive MBA, Александр довольно быстро покинул рекламную индустрию и перешел на должность вице-президента в компанию Renaissance Investment Management, занявшись таким новым для себя направлением, как инвестиционный менеджмент.
Владимир Пироженко, выпускник Kellogg, объясняет свое возвращение таким образом: «Во-первых, Украина — это страна с большими возможностями. Здесь за два года можно сделать такую карьеру, как на Западе за 10 лет. Во-вторых, я имел достаточно четкое видение того, что хотел для себя в жизни и в работе. В-третьих, по возвращении меня сразу приняли на позицию менеджера в киевское представительство международной консалтинговой компании. Затем я ушел в небольшую консалтинговую компанию Strategy Foresight, в которой руковожу несколькими направлениями (Corporate Finance, Strategy for Banks, Business planning). Работать интересно, так как некоторые наши клиенты представляют финансовые группы таких секторов экономики, в которых рынок растет до 50% в год».
Андрей Титов, выпускник MIT Sloan 2007, который сейчас работает в Калифорнии в high-tech-компании, делится своим мнением: «Образование в одной из ведущих школ США — это хороший опыт, который поможет при поиске работы в Украине. Однако обучение в США не дает возможности понять, как устроен американский корпоративный мир, и изучить лучшие методики управления. Поэтому даже два-три года опыта работы в США помогают стать настоящим менеджером».
По материалам strategy.com.ua