MBA

MBA (Master of Business Administration) – квалификационная степень в менеджменте (управлении). Зачастую аббревиатура используется для обозначения не степени, а самих программ обучения для получения степени. Квалификация MBA подразумевает способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена. Обычно период обучения по программе MBA занимает от одного до двух лет. Степень МВА, полученная в одной из топ бизнес-школ мира, – это «ключ» к карьере топ-менеджера в известнейших мировых корпорациях и возможность полностью раскрыть свой потенциал как менеджера! Подробнее >>

Три в одном


Учить элиту мирового бизнеса – задача не из легких. Поэтому ведущие бизнес-школы решили объединить усилия: так и требования высокопоставленных клиентов удовлетворить проще, да и принимать их можно избирательнее, недаром слушателями таких программ становятся лишь около 10% из подающих заявления.


Достаточно взглянуть на рейтинг The Financial Times, чтобы увидеть актуальность программ, предлагаемых альянсами из нескольких бизнес-школ: 12 из 89 программ Executive MBA предлагаются совместно двумя, тремя, четырьмя и даже пятью бизнес-школами, и еще шесть школ предлагают собственные кросс-континентальные МВА. На первом месте совместная программа американской бизнес-школы Kellogg и гонконгской Hong Kong UST BS; на втором – Trium Executive MBA, объединившая HEC (Франция), New York University Leonard N. Stern School of Business (США) и LSE — London School of Economics and Political Sciences (Великобритания), четвертое место занимает совместная программа американской школы Columbia и английской London Business School, на 11-м месте альянс четырех школ — Purdue (США), Tias (Нидерланды), CEU (Венгрия) и GISMA (Германия) и на 32-м месте еще более сложная комбинация: CUHK (Китай), RSM (Нидерланды), UNC Kenan-Flagler (США), FGV Sao Paulo (Бразилия), Egade (Мексика), — и т.д. В рейтинге учитываются такие показатели, как зарплата выпускников, их продвижение по карьерной лестнице и опыт работы, преподавательский состав школы, степень глобальности программы и др.


Пиастры! Пиастры!


Прошлогодний успех совместной программы Kellogg–HKUST отчасти можно объяснить тем, что средняя годовая зарплата выпускников 2004 года в 2007 году составила $315 000, увеличившись на 84% со времени поступления на программу. Недаром гонконгская школа в области финансов считается сильнейшей в Азии. Слушатели — представители самых разных отраслей из 17 стран — базируются в Гонконге, занимаясь два уикенда в месяц. Исключение составляет первая неделя программы — очное обучение в Гонконге — и две недели, проводимые студентами в Штатах примерно через полгода после начала обучения. Всего же программы Executive MBA, как правило, длятся 16 месяцев, но требуют отлучения от работы всего на насколько недель. А вот число учебных модулей в каждой программе индивидуально. Так в Kellogg–HKUST их 28, а в Trium всего шесть. 

И все же, если ваша страсть — финансы, стоит обратить внимание на программу London Business School и Columbia Business School, которая считается одной из элитных программ. Недаром она связывает две мировые финансовые столицы — Лондон и Нью-Йорк. Длительность программы — 20 месяцев: четырех-шестидневные блоки проходят ежемесячно по очереди в Лондоне и Нью-Йорке. А на втором году слушатели сами могут выбирать формат обучения (недельный или по уикендам).


Сила трех


Для владельцев бизнеса и управленцев, занимающих высокие позиции в разных уголках мира, сделавших впечатляющую карьеру и готовых к новой роли на еще большей арене, была создана программа Trium. Уникальность этого альянса в том, что помимо Stern и HEC в партнеры была приглашена London School of Economics, которая принципиально не предлагает собственной классической программы МВА. При этом Лондонская школа привносит в программу Trium свою экспертизу в области международной экономической и социальной политики и их влияния на современную деловую среду — компонента, которым часто пренебрегают учебные планы традиционных бизнес-программ. Нью-йоркская бизнес-школа имеет репутацию сильнейшей в области финансов, Парижская — в менеджменте в условиях интегрированного европейского пространства. Особенность программы Trium в том, что она нацелена на обучение старших управленцев ведению дел в контексте сегодняшнего и завтрашнего дня, учитывая влияние и глобализации, и изменения в мировых экономических, политических и социальных процессах, что можно сказать не о всех предлагаемых МВА. При этом, эффект глобальности достигается за счет обучения не только на кампусах трех школ в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, но и в двух других городах, находящихся, как правило, на других континентах. В то же время, программа предполагает, что между «слетами» слушатели будут посвящать обучению не меньше 10–15 часов в неделю. Но, несмотря на этот жесткий график, популярность программы так велика, что, например в 2006 году, когда количество заявлений на EMBA в мире возросло на 16%, на программу Trium оно выросло более чем на 140% (по данным исследования TopMBA.com).


Альтернативный вариант 

Однако у некоторых ведущих бизнес-школ свой рецепт глобального МВА. Например, Chicago GSB не планирует открывать совместные с другими школами программы EMBA, так как предпочитает целиком и полностью контролировать процесс обучения. Поэтому и открыла собственные кампусы на других континентах. В Лондоне и Сингапуре также преподают профессора Chicago GSB, что обеспечивает контроль качества. Эта программа занимает достойное седьмое место в мировом рейтинге EMBA. 25% времени студенты проводят вместе на одном из кампусов школы. В промежутках между совместной учебой чикагские студенты посещают бизнес-школу в выходные раз в две недели, а слушатели, приписанные к европейскому или азиатскому кампусу, встречаются, соответственно, в Лондоне или Сингапуре на неделю 12 раз за 21 месяц. По интенсивности программа EMBA Чикагской бизнес-школы не уступает своим ближайшим конкурентам. Слушатели сравнивают обучение на программе с подготовительным тренингом спецназа военно-морских сил США (известным как одно из сложнейших физических испытаний), только без физической составляющей.

Pro&Contra

Причина популярности многих программ Executive MBA в том, что они ориентированы специально на нужды топ-менеджмента. Работодатели принимают больше участия в выборе того, чему бы они хотели своих сотрудников обучить, а бизнес-школы, в свою очередь, предлагают соответствующие предметы по выбору, чтобы удовлетворять потребности компаний. Поэтому работодатели не только охотно отпускают своих топ-менеджеров на обучение по такой программе, но и оплачивают это недешевое удовольствие чаще, чем работодатели слушателей дневных классических программ MBA, видя в этом прямую выгоду для компании. Заметим, что стоимость, например, программы Trium составляет $122 750, что включает в себя все, в том числе и проживание и питание во время очных модулей, кроме стоимости авиабилетов.

Плюсы для слушателей от сотрудничества нескольких школ очевидны. С одной стороны, альянс привлекает контингент учащихся, схожий по количеству опыта и значительности роли в компании: CEO, президенты компаний, директора, менеджеры высших звеньев, предприниматели из различных отраслей. Их профессиональной карьере не менее десяти лет, как минимум пять лет на менеджерском посту, а средний возраст — 36–40 лет. С другой — контингент слушателей, разносторонний в плане сфер деятельности (от IT и юриспруденции до маркетинга и финансов) и стран проживания и работы (на программе Kellogg–HKUST учатся представители 17 наций из более чем 20 стран, на Trium представлены 45 стран, в Chicago GSB — 51 страна). 

Что касается карьерных перспектив выпускников то, похоже, за них можно не беспокоиться. Организаторы подобных программ позаботились об их устройстве, которым занимается по целому отделу в каждом из кампусов, приглашая учащихся на карьерные форумы, рассылая их профайлы хедхантерам и т.д.

Однако нужно четко понимать, что высказывание «вы получаете образование без отрыва от текущей деятельности» не соответствует истине в полной мере. Если продолжать жить в том же режиме, что и до начала обучения, то есть работать в полную силу, развивать свой бизнес, наслаждаться семейными отношениями и полноценно отдыхать, то успешно окончить обучение вряд ли получится. А чтобы стать в 40 лет «правильным студентом», семьей и работой на полтора-два года придется пожертвовать. Тогда что-нибудь, может, и получится. Например, свернутый в трубку диплом топовой программы EMBA или, скажем, $300 000 годового оклада, или собственный бизнес, акции которого торгуются в Лондоне.


Личный опыт 

Николай Кобляков, генеральный директор «ПарентСтройка»:

«Заезжая периодически в гости к своей давней, еще по физфаку МГУ, подруге Марии во французскую школу бизнеса HEC, где она получала степень MBA, я постепенно проникся сознанием важности для себя третьего образования. (После физфака перед тем, как перебраться во Францию, я успел окончить еще и юрфак МГУ). Но, по словам Марии, которая неплохо меня знала, и MBA HEC, и EMBA HEC для меня могли оказаться неинтересными. «Попробуй Trium, — сказала Маша, — они учатся с нами всего второй год, но, похоже, именно эта программа для таких сумасшедших, как ты». Сдав GMAT и TOEFL, пройдя два собеседования с представителями парижского и нью-йоркского admission-офисов программы и доказав свою исключительность (именно факт того, что ты exceptional, нужно подтвердить в ходе интервью), я стал студентом Trium. Это было в 2004 году. За два года до того, как эта программа впервые была отранкирована The Financial Times.

Все начинается с Лондона. Целый квартал, занимаемый London School of Economics (LSE), включает по английской традиции не только аудитории, спортивные клубы и общежития, но и рестораны фаст-фуд, магазинчики и пабы. По пятницам Кингсвэй вообще превращается в сплошную ночную тусовку, где студенты сбрасывают напряжение прошедшей недели. 

Лондонский модуль проходит в сентябре, когда в городе еще скорее солнечно, чем туманно и повторять лекции, обсуждать групповые эссе можно, рассевшись на скамейках у Линкольн-холла, мечтая, как в конце обучения под его сводами выпускников оденут в мантии и чинно проведут по залу, в котором за последние 400 лет успели получить свои дипломы сэр Оливер Кромвель, сэр Томас Мор, президент Эйзенхауэр.


Из трех школ-основателей Trium именно LSE отвечает за «глобальность» и глобализацию. Макро- и микроэкономика, детальное изучение принципов работы ВТО, Международного валютного фонда и различных неправительственных организаций (только там я понял, зачем они нужны и, главное, на что они живут) — вот ее специализация.

Уровень профессоров впечатляет. Сэр Гарри Сэмпсон — один из директоров ВТО на тот момент, чтобы изящно (с его точки зрения) выйти из навязанной ему мной дискуссии о проблемах на пути вступления России в его организацию, помнится, сказал: «Николай, ну два месяца назад в своем офисе я уже объяснял другому молодому человеку из России, почему мы считаем фиксированные внутренние цены на энергоносители субсидированием. Звали этого молодого человека Владимир Путин, и мне показалось, что он понял». (То есть что же тебе-то еще объяснять?)

Курс по неправительственным организациям был укреплен двумя профессионалами.

Сначала начальник PR-департамента Shell на примере Нигерии, где туземцы дырявят нефтепроводы, а потом требуют деньги за экологические компенсации, прикрываясь рядом NGO, объяснял, как нужно бороться с NGO, когда они начинают особенно сильно мешать работе. Потом руководитель одной неправительственной организации рассказывал, как можно остановить индустриального гиганта, если он в угоду интересам акционеров жертвует спокойствием целой нации. На примере, конечно, Нигерии, где местная полиция давно куплена Shell и стреляет без предупреждения в местных жителей, пытающихся приблизиться к нефтепроводам и очистить свою землю от пролитой на нее нефти. День закончился совместной пресс-конференцией этих явных врагов, которые не только не пожали рук, но даже ни разу не посмотрели друг на друга. Если это и был спектакль, то срежиссированный и сыгранный не хуже тех, что идут в любом из лондонских театров.


Кстати, аудитории в LSE тоже называются театрами. Trium учится в Театре Гонконг, вход в который расположен прямо напротив австралийского посольства. К этому посольству на третий день учебы нас, еще не проникшихся истинно английским духом, вывел один из профессоров (предварительно снабдив английскими белыми флагами, с тонким красным крестом посередине), чтобы мы поприветствовали национальную сборную по крикету, выигравшую накануне финальный матч у команды Австралии. И мы, как студенты Лондонской школы, обязаны были влиться в толпы англичан, которые приехали и прилетели (лично видел несколько вертолетов) к посольству Австралии, чтобы поддержать свою команду, которая размахивала кубком со второго открытого этажа красного лондонского дабблдеккера, подъехавшего вплотную к узорным кованым воротам посольства Страны кенгуру. Обошлось без жертв, не считая потерянного учебного времени, оплаченного нами.

Для общения профессоров со студентами и студентов между собой IT-специалистами New York University создана и поддерживается интернет-платформа — Black Board, где каждый студент видит общие задачи класса, задачи своей группы, но только свои оценки. В ходе самого модуля за несколько минут до начала лекций на Black Board появляются презентации профессоров, чтобы можно было следить за ходом рассказа не только по общественному экрану, но и по своему личному. Формат обучения подразумевает, что профессор в ходе дискуссии может дать ссылку, и студент тут же отправится на указанный сайт. Например, за текущей котировкой какой-нибудь бумаги. Практически наличие сети приводит к тому, что, если лекция слишком скучная, класс целиком уходит в Skype. И каждая реплика профессора комментируется онлайн, что бывает довольно весело, но чрезвычайно редко.

Stern знаменит корпоративными финансами и управлением рисками. HEC специализируется на маркетинге и стратегии. Помнится, целую ночь я провел, оформляя витрину нового магазина Louis Vuitton: доступ к интернет-тренажеру для руководителей бутиков этой компании нам открыли на неделю в рамках курса маркетинга люксовых товаров.


Вообще, учебный процесс программы построен таким образом, что уже со второго модуля основные силы студента направлены на работу над подготовкой дипломного проекта — Term Project. Тему проекта может предложить любой студент, и если под нее наберется команда из четырех-семи человек (для этого лидер проекта должен убедить по крайней мере троих одноклассников отказаться от своих идей и присоединиться к нему), то после утверждения советом профессоров именно эта тема будет определять сферу интересов команды оставшийся год обучения.

Trium гордится тем, что за пять лет существования в каждом выпуске был хотя бы один проект, который становился реальным бизнесом. В прошлом году, например, это проект создания в России первой сети сениор-отелей, управляемых профессиональным французским aged-care оператором. К моменту получения диплома у нас (я — один из участников проекта) уже было куплено два старых санатория под Москвой, в которых сейчас уже идут ремонтные работы, и первый из них — сениор-отель St. Moninot — примет постояльцев — «мало мобильных» бабушек и дедушек — уже летом 2008 года. Весь бизнес-проект был создан, просчитан и представлен инвесторам в рамках программы Trium.

По-моему, ее основной задачей является попытка приучить студентов к мысли, что Strategic Fit — широко распространенная сегодня стратегия распределения имеющихся ресурсов между проектами (т.е. делаются только те проекты, на которые хватает ресурсов) верна не всегда. И в жизни чаще нужно работать в стиле Strategic Intent — выбор проектов исключительно из субъективного к ним отношения: если цель нравится, то отсутствие ресурсов для ее достижения не должно тебя останавливать. Если нельзя, но очень хочется, убеди всех, что у тебя получится. Включая инвесторов.


По материалам http://kariera.idr.ru/

blog comments powered by Disqus

Подписка на новости Subscribe


Запишитесь
на бесплатную консультацию!
Оставьте свои данные, и в течение 12 часов с Вами свяжется наш менеджер и согласует удобное для вас время консультации
X
Хотите получить
диплом MBA?
Оставьте свои данные и забирайте курс
книгу "10 шагов к MBA бесплатно"