MBA Strategy arrow Мнение бизнес-школ arrow Прекратите обвинять бизнес-школы

MBA

MBA (Master of Business Administration) – квалификационная степень в менеджменте (управлении). Зачастую аббревиатура используется для обозначения не степени, а самих программ обучения для получения степени. Квалификация MBA подразумевает способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена. Обычно период обучения по программе MBA занимает от одного до двух лет. Степень МВА, полученная в одной из топ бизнес-школ мира, – это «ключ» к карьере топ-менеджера в известнейших мировых корпорациях и возможность полностью раскрыть свой потенциал как менеджера! Подробнее >>

Прекратите обвинять бизнес-школы


Пост-кризисный шторм обвинений обрушился на многие бизнес-школы и выпускников МВА. Последствия экономического спада подняли вопросы о том, чему учат бизнес-школы, и насколько это полезно или вредно для бизнеса. Сегодня многие обвиняют бизнес-школы  в воспитании поколения близоруких выпускников без чувства порядочности и без моральной корпоративной ответственности. Насколько эти обвинения обоснованы?

 

Найджел Перси (Nigel F. Piercy), заместитель декана и профессор кафедры маркетинга и стратегии в Warwick Business School предлагает рассмотреть возможные ответы на некоторые из предъявленных обвинений:
 
Бизнес-школы готовят специалистов без чувства моральных ценностей или корпоративной социальной ответственности: Это - шокирующая новость, в особенности, для преподавателей этики и социальной ответственности, которые ведут данные курсы уже достаточно долго. Конечно, в современной ситуации этим сферам следует уделять все больше внимания - в основном, в ответ на потребности и интересы будущих руководителей сегодняшних студентов. Однако, университеты, в целом, призваны не для того, чтобы «промывать мозги» бизнесу. Личности и ценности выпускников МВА, вероятно, лучше всего показывают характеристики человека, поступающего на программы. Школы наполняют личность содержанием, учат решать проблемы, стимулируют интеллектуальные способности и дают аналитические инструменты для работы с конкретными бизнес-ситуациями, но крайне редко бизнес-школы занимаются психоанализом. Поскольку изменились требования к студентам на входе (и есть много признаков того, что они до сих пор изменяются), тоже будет происходить и с моральной позицией и ценностями выпускников МВА. Тем не менее, маловероятно, что решение этих моментов позволит сократить «разрыв» между теорией и практикой (или учеными и менеджерами). Скорее всего, это только увеличит пропасть между тем, как мы достигаем наши цели в создании критической точки зрения на практике и в ценностном измерении, не подражая клоунаде консультантов.

Бизнес-школы делают исследования бесполезные для бизнеса: Если оставить в стороне чисто коммерческие соглашения, когда компания оплачивает часть будущего исследования, а ученые бизнес-школ в основном занимаются исследованиями в областях, где могут быть созданы новые идеи, или получены новые знания. Иногда ученые ошибаются, это всегда некий риск. Существует мнение, что академическая карьера заключается исключительно в письменном изложении идей в журнальных статях, чтобы поделиться ними с несколькими другими учеными. Если посмотреть на академические лидеров, то в большинстве областей управления, безусловно, они публикуют технические документы в научной литературе, но также они нередко излагают идеи управления в прессе, в книгах с целью позволить руководителям-практикам получать доступ к новым идеям. Проясняя обстановку, стоит обратить внимание на то, что программы исследований касаются ученых, а не бизнесменов (хотя они всегда могут внести свой вклад). Это одна из причин существования ученых и возникновения новых идей. Возьмите «лучшие практики бенчмаркинга» - так часто поддерживаемые практиками и хороший пример плохого исследования. Хотя менеджеры любят сравнивать себя с другими, роль ученых не в том, чтобы содействовать этому тщеславию, а устанавливать действенные и устранять бесполезные сравнения в качестве исследований (как правило, основная проблема в выборе слабых критериев эффективности). Если исследование посвящено идеям в практике современности, вероятно, результаты будут оспорены, а управленческие эго ущемлены. Несомненно, ученые должны раскрывать значения академических исследований для управленческой практики. То, что новаторские исследования нарушают статус-кво – своего рода, предположение.
 
Бизнес-школы далеки от реальной практики управления: Существование этой пропасти основывается на двух бесполезных и, в целом, недействительных стереотипах: «приземленный» опытный менеджер ищет действия и результаты в реальном мире (хорошо), по сравнению с неясными настроениями академиков, которые заинтересованы только в абстрактном мире идей (плохо). Ни одна точка зрения не отображает реальное положение вещей, а лишь крайне противопоставляет вымысел и реальность. Невозможно работать одновременно в обоих направлениях. Если бы наука непосредственно отражала практику управления, то мы бы укрепляли безрассудность и увеличивали денежный риск людей, которые втянули нас в эту неразбериху. Кроме того, подражание поведению и ценностям менеджеров не является функцией бизнес-факультета: его роль заключается в анализе, критике и решении практических задач управления. Так формируется добавленная стоимость, а также новые, лучшие идеи внедряются в практику. На простейшем уровне, роль науки заключается в качестве воспитателей, которые не просто учат использовать инструменты и методы, а показывают ограниченность этих методов и возможность ошибок, о которых консультанты и руководители могут даже не подумать. Если есть разрыв между преподаванием в бизнес-школе и практикой управления, это происходит потому, что она таки должна быть. И, Слава Богу, она существует. Если учителя сделают свою работу хорошо, то обученные руководители должны почувствовать некорректность в своем поведении и бизнесе.
 
Мы делаем разные вещи с разными целями: Да здравствует разнообразие! В самом деле, вероятно, пропасть и должна быть значительно шире, чем она есть сейчас. Должна быть здоровая степень антагонизма между миром идей и миром действий. Альтернатива представляется ученым в виде выхода менеджеров и руководителей из состязания, в котором они пытаются установить академическую повестку дня для преподавания и исследований, на основе которой они чувствовали бы себя лучше, и что бы полностью отвечало их краткосрочным интересам.
 
Конечно, есть противостояние бизнес-школ, которые положительно относятся к возможности пересмотра учебных программ и бизнеса таким образом, чтобы это превратить студентов в управленцев, с акцентом на современные вопросы этики и социальной ответственности. Но не стоит увлекаться. У достойных школ всегда ведется постоянный процесс обновления и пересмотра программ, поскольку студенты всегда идут за качественным образованием.
 
Изменения должны были произойти в любом случае. Общественности и прессе пора прекратить критиковать студентов, полагая, что бизнес-школы и курсы остались такими же, как были 40 лет назад. Новые классы МВА имеют далеко не те же нравственные ценности и основы проблематики, что и те, кто закончили обучение 40 лет назад (а возможно именно они сыграли ключевую роль в экономическом кризисе).
 
Люди должны задуматься: бизнес-школы изменились , и они продолжают меняться.
 
По материалам: www.online.wsj.com

blog comments powered by Disqus

Подписка на новости Subscribe


Запишитесь
на бесплатную консультацию!
Оставьте свои данные, и в течение 12 часов с Вами свяжется наш менеджер и согласует удобное для вас время консультации
X
Хотите получить
диплом MBA?
Оставьте свои данные и забирайте курс
книгу "10 шагов к MBA бесплатно"