MBA Strategy arrow MBA карьера arrow Юмор как элемент собеседования

Юмор как элемент собеседования


В современном  мире бизнеса разнообразие всегда воспринимается как достоинство. Речь идет не только о разнообразии культурном или этическом – но и о географическом или даже профессиональном. Во время собеседования внимание работодателя фокусируется часто не на профессионализме в сфере бизнеса, а на личностном контексте. Здесь помочь потенциальному работнику может все: от опыта работы в неожиданной сфере до удачной шутки, проскочившей в разговоре. 



Так, обладая опытом работы в политике, технике, медицине -  кандидат имеет возможность выгодно представить себя на собеседовании, но обычно не пользуется этой возможностью. Причина этому – недостаточная подготовка. Респондент оказывается просто не в состоянии поделиться ценной информацией с работодателем таким образом, чтобы тот смог ее понять и оценить. Поэтому, идя на собеседование, следует помнить две вещи: 


- потенциальный работодатель говорит на языке бизнеса, пользуется соответственной терминологией, а информация, высказанная вами должна иметь подчеркнутую связь с миром бизнеса;
- сухую деловую беседу рекомендуется оживить юмором.
И если первый пункт – более или мене понятен и поддается формализации, второй – относится к психологической сфере, поэтому представляет особый интерес. 


Свойства юмора
Заключенный в рамки приличия и остроумный – юмор становится преимуществом перед другими кандидатами на желаемую должность. Когда человек смеется, меняется его восприятие мира, он становится более общительным, расслабленным, а также – что наиболее желаемо – сговорчивым. Юмор обычно ассоциируют с остроумием – а это – признак образованности. Не удивительно, что работодатели ищут сотрудников именно с этим качество.


Чарльз Хандлер (Charles Handler), директор Rocket-hire.com, однажды на собеседовании, чтобы не показаться чересчур серьезным, заявил о готовности поддерживать любой метод отбора сотрудников кроме графологического (графология – это наука о зависимости почерка от характера человека). После этого генеральный директор поднял смущенный взгляд и, улыбнувшись, заявил, что графология – это его хобби, и он находит ее использование не лишенным смысла. Острота языка не очень навредила Хандлеру, он до сих пор получает многочисленные предложения о работе. Но теперь он считает, что лучше подумать дважды перед тем, как пошутить: «Любая, даже самая безобидная, вещь, может отдалить от вас собеседника». 

 
Шутка должна казаться естественной, поэтому начинающим юмористам лучше оттачивать мастерство вне офиса. Неудачная шутка может серьезно запятнать репутацию, и вполне возможно, что в наш век политкорректности человек никогда не отделаетесь от дурной славы. Именно по этой причине многие советуют вместо того, чтобы шутить или сыпать сарказмами, быть максимально прямолинейным.
 
Уместность и неуместность


Иногда менеджеры по найму поощряют юмор, так как он демонстрирует моральную гибкость: «Способность смеяться сама по себе – огромное достоинство», говорит Сьюзен Трейнер (Susan Trainer): «Она означает, что человек не воспринимает себя слишком серьезно».


Другие работодатели относятся к смеху скептично. «Мне бы хотелось, чтобы мои вопросы воспринимали серьезно», предупреждает Браен Дебенпорт, который отбирает кадры для Alcon Laboratories, компании при Fort Worth, занимающейся офтальмологической продукцией. На компанию работает более 3000 человек. «Юмор уместен вначале или в конце собеседования, но его все равно следует использовать умеренно». 


Цель юмора –  найти общий язык с работодателем, а также – остроумным намеком подчеркнуть способность вписываться в новый коллектив.  Разумеется, если ваши взгляды отличаются от взглядов собеседника, то юмор не очень уместен, ведь он может привести к еще большему отчуждению.
Если же работодатель, задавая тон собеседованию, начал его с шутки, то, скорее всего, находится в добром расположении духа, и респондент тоже может позволить себе сдержанный юмор.  

Предмет юмора


Единственное, о чем вы можете шутить – это вы сами. Все остальное находится вне рамок. Даже если кажется, что у вас и собеседника похожие точки зрения на политику, человеческие отношения, этнические группы – лучше не шутить на эти темы. Смех не стоит возможного оскорбления.
Какого же рода шутки могут пройти тест на корректность? Юмор, построенный на фонетике рискован, его лучше оставить дома. Сарказм могут неправильно истолковать, его тоже следует опустить. Сработать могут короткие истории из жизни, если они персонализированы, действительно коротки и рассказаны к месту. 


Ненси Левин (Nancy Levine), заместитель директора в отделе кадров в San Francisco-based Pacific Film, заявляет: «Если случается так, что я нахожу общий язык с кандидатом и наше чувство юмора находится на одном уровне – это чудесно. Но ничто меня так не раздражает, как человек, который пытается меня рассмешить в то время, когда я не нахожу его смешным. Действуйте очень осторожно, если хотите продемонстрировать чувство юмора. Используйте юмор умеренно, как приправу к основному блюду».

 
Один из кандидатов произвел неизгладимое впечатление на работодателя, всего лишь в нужный момент произнеся со старым Нью-Йоркским акцентом фразу: «Как поговаривал Эдд Коч: «How’m I going?». (Эдд Коч – бывший мер Нью-Йорка, прославившийся тем, что гулял по городу и повторял одну и ту же фразу, добиваясь от жителей ответа).


Анекдоты, придясь к месту, могут сработать на респондента – его запомнят. Один директор по персоналу был известен тем, что просил потенциальных работников рассказать ему анекдот. Так он мог определить, насколько «проворна» их смекалка. Часто случается, что собеседование проходит в неформальной обстановке – например, в ресторане –здесь анекдот звучит вполне оправданно.

Неоправданность, оправданность и непреднамеренность


Работодатель, проводящий собеседование, может рассказать анекдот либо для того, чтобы между

Пять правил юмора во время собеседования:


1)    Шутите только о себе, и ни о ком больше.
2)    Следуйте за мыслью собеседника.
3)    Не переусердствуйте.
4)    Не допускайте сарказм.
5)    Если сомневаетесь, лучше не шутите.

вами немного оттаял лед, либо для иллюстрации чего-либо. Случается, что не опытный или неподготовленный собеседник расскажет анекдот просто потому, что чувствует себя растерянно и не знает, что сказать еще. Во всяком случае, следует преодолеть соблазн, создав иллюзию понимания, ответить шуткой. Полезней будет вслушаться в подтекст анекдота, ответив на него вопросом, демонстрирующим ваше понимание серьезной составляющей описанной ситуации. 


Если вы все же решились сами рассказать анекдот, то убедитесь в том, что он короткий и касается вас, либо предмета собеседования. Если анекдот про собеседование – это лучше всего. Никогда не рассказывайте больше одного анекдота. Вот, например, шутка, повлекшая за собой целое соревнование: в конце интервью сотрудник отдела кадров спрашивает молодого специалиста, только что из бизнес-школы:


- На какую же стартовую зарплату вы рассчитываете?
- Около 140 000 долларов в год, в зависимости от социального пакета.
- А что вы скажете о таком пакете: отпуск пять недель, 14 оплачиваемых праздников, полная медицинская страховка, включая стоматологию, пенсионный фонд 50% от зарплаты за счет компании, новая служебная машина каждые два года, скажем, красный Корвет?
- Ого! вы шутите?
- Да, но ведь это вы начали.
       
По материалам книги Джона Кадора (John Kador) 201 Best Questions to Ask on Your Interview  

 

blog comments powered by Disqus

Подписка на новости Subscribe


Запишитесь
на бесплатную консультацию!
Оставьте свои данные, и в течение 12 часов с Вами свяжется наш менеджер и согласует удобное для вас время консультации
X
Хотите получить
диплом MBA?
Оставьте свои данные и забирайте курс
книгу "10 шагов к MBA бесплатно"