MBA Strategy arrow Рекомендации arrow Рекомендательное письмо на MBA: как оно может погубить или спасти вашу кандидатуру?

MBA

MBA (Master of Business Administration) – квалификационная степень в менеджменте (управлении). Зачастую аббревиатура используется для обозначения не степени, а самих программ обучения для получения степени. Квалификация MBA подразумевает способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена. Обычно период обучения по программе MBA занимает от одного до двух лет. Степень МВА, полученная в одной из топ бизнес-школ мира, – это «ключ» к карьере топ-менеджера в известнейших мировых корпорациях и возможность полностью раскрыть свой потенциал как менеджера! Подробнее >>

Рекомендательное письмо на MBA: как оно может погубить или спасти вашу кандидатуру?


Распространено заблуждение, что рекомендательное письмо МВА является всего лишь своеобразным «довеском» к аппликационному пакету для бизнес-школ. Между тем, едва ли можно представить более далекое от правды утверждение!На самом деле, хорошо продуманные и тщательно подготовленные рекомендательные письма в процессе поступления могут сыграть для вас роль едва ли не важнейших инструментов достижения успеха.

 

 С другой стороны, если отнестись к подготовке рекомендаций спустя рукава, ваш аппликационный пакет рискует быстро очутиться в стопке отвергнутых.


Письмо как инструмент продаж
Одной из важнейших составляющих аппликационного пакета для MBA-программы являются именно рекомендательные письма. Содержание каждого такого письма – это крайне важный компонент вашего будущего поступления. Те из вас, кто уже изучили процесс подачи документов в бизнес-школы, знают, что речь идет о масштабной, хотя и не слишком сложной маркетинговой кампании – кампании, нацеленной на продвижение вашей кандидатуры в ряды будущих студентов избранной школы.


Однако, как это порой случается в маркетинге, малейшая неточность или несоответствие способно разрушить доверие к вашему месседжу. Если, к примеру, вы называете в числе своих самых выдающихся достоинств умение обучать других, а при этом один из ваших рекомендателей отмечает, что вам неплохо бы научиться эффективнее общаться с людьми, вряд ли такой разброд сыграет вам на руку. Да и остальная информация в аппликационном пакете будет выглядеть, прямо скажем, не слишком правдоподобно.


Рекомендации МВА – очень мощный инструмент продаж. Верным и проверенным методом, способным укрепить вашукандидатуру, может стать именно мнение третьего лица. Такой подход нередко используется для повышения уровня продаже партнерами и управляющими инвестиционных или консалтинговых компаний.Заручившись рекомендацией или благодарностью третьего лица (например, бывшего клиента), они повышают свою конкурентоспособность на рынке. Когда вам нужно что-то продать, мнение третьего лица всегда звучит весьма убедительно. При этом вы сами проявляете должную скромность – ведь хвалите себя не вы, а кто-то другой, кто хорошо разбирается в ситуации. 


Ситуация при поступлении в бизнес-школы во многом аналогична. Ваша цель – наиболее выгодно продать свою кандидатуру приемной комиссии. Поскольку рискованно перегибать палку, слишком перехваливая себя в эссе, то почему бы не предоставить возможность похвалить вас именно кому-то третьему – то есть человеку, который готовит для вас рекомендательное письмо? Аргументированное мнение со стороны порой гораздо более эффективно, чем ваше хвалебное описание собственной персоны. Проще говоря, используйте рекомендательные письма, как средство передачи той информации, которая из ваших уст могла бы прозвучать как хвастовство. 


Помимо этого, рекомендации для МВА можно назвать своеобразным «супер-клеем», который помогает скрепить различные компоненты вашего аппликационного пакета в единое целое. Нередко случается, что входящие в состав пакета документы (эссе, резюме и проч.) несколько обособлены и не воспринимаются целостно. Это легко исправить именно с помощью хорошего рекомендательного письма!Чаще всего письма менее привязаны к конкретным вопросам, чем отдельные эссе, а потому с их помощью можно связать воедино ваши личные качества, опыт работы, общественную деятельность, личную и семейнуюжизнь, карьерные цели, успехи в учебе. Таким образом, хорошо написанная рекомендация повышает уровень аппликационного пакета в целом. 


Кто должен написать рекомендательное письмо?
Пожалуй, самое важное при выборе автора вашего рекомендательного письма – это найти человека, который, во-первых, очень хорошо вас знает, а во-вторых, которому вы действительно импонируете как профессионал и как личность.Именно такие люди смогут написать для вас наиболее эффективные рекомендации: подробные, детальные, полные конкретных примеров и ярких образов. Хорошо продуманное письмо не только помогает связать ваш аппликационный пакет воедино, подтвердить ваши претензии на уникальность и дополнить образ. Такое письмо еще и сигнализирует приемной комиссии, что вы произвели на рекомендующее васлицокрайне положительное впечатление, а это, в свою очередь, – важный признак вашей харизмы и делового потенциала. 


Помимо этого, выбор людей, которые хорошо вас знают и хорошо к вам относятся, существенно увеличивает вероятность того, что они будут готовы повернуть описываемые ситуации в вашу пользу и даже согласиться на некоторые преувеличения, которые «всплывают» практически в любом аппликационном пакете. Обычно представители консалтинговой отрасли, банковского дела и инвестиционных компаний особенно охотно берутся за написание MBA-рекомендаций. Этими отраслями (особенно на Западе) во многом движет MBA, потому вероятно, что ваши устремления найдут у них особенно теплую поддержку.


Убедитесь, что имеющиеся в вашем распоряжении два (или три) рекомендательных письма хорошо описывают следующие три важнейшие темы. Они должны охватывать ваш бизнес-потенциал (умение слушать, умение мотивировать других, самостоятельность, уверенность в себе, лидерские качества, и т.д.), ваш интеллект (аналитические навыки, письменные и устные навыки общения, креативность и т.д.), и, наконец,ваш характер (ваши ценности, заботу обокружающих, мотивацию и т.д.). Помимо этого, все рекомендационные письма в совокупности с остальными элементами аппликационного пакета должны сформировать у членов приемной комиссии ваш яркий, целостный и незабываемый образ. 


Другие важные критерии выбора MBA-рекомендателя:
•    Выбирайте тех, кто может помочь восполнить и исправить слабые места или потенциальные несоответствия в аппликационном пакете.


•    Выбирайте людей, которые склонны воспринимать мир и окружающих оптимистично и эмоционально. Велика вероятность того, что в своей рекомендации такой человек особенно ярко подчеркнет ваши положительные стороны и достижения (даже если на самом деле они не так уж и велики).


•    Выбирайте тех, кто действительно хорошопишет. Хорошо написанное письмо надолго остается в памяти, а вот плохо написанное письмо (пусть даже и созданное с самыми лучшими намерениями) способно на корню загубить весь ваш аппликационный пакет. Пожалуй, наихудший вариант – избрать рекомендателя, который не сумеет написать хорошее письмо сам, но при этом и не предложит вам сделать это вместо него.


•    Выбирайте специалистов старше вас. Чем старше, тем лучше, и чем известнее, тем лучше. Конечно, всему есть свой предел – и куда полезнее выбрать человека, который сможет многое о вас рассказать, чем «большую шишку», с которой вы когда-то обменялись рукопожатием на банкете. Чтобы попасть в топовую бизнес-школу, далеко не обязательно получить рекомендацию от СЕО крупной компании. Хотя, конечно, если вам по счастливой случайности выпало работать бок о бок с Биллом Гейтсом, не стесняйтесь – и попросите его написать для вас рекомендацию.Кроме того, желательно не просить о рекомендации кого-то из ваших сверстников. Комиссия может посчитать, что вы не нашли более подходящего рекомендателя, и потому решили обратиться к другу, который готов написать для вас все что угодно. Заметьте, что исключение из этого правила составляют некоторые школы, которые специально просят вас предоставить одно рекомендательное письмо не от вашего супервайзера, а просто от коллеги.


•    Выбирайте тех, кто сумеет предоставить рекомендацию вовремя. Нередко приходится слышать о ситуациях, когда аппликант в последнюю минуту вынужден умолять своего рекомендателя все же отправить злополучное письмо, и в конечном итоге вынужден высылать неполный пакет документов. Чтобы избежать подобных эксцессов, выберите надежного автора рекомендации – и начните подготовку заранее! 


•    Если у вас есть возможность, выбирайте рекомендателя, который является выпускником той же школы, в которую поступаете вы. Это далеко не обязательное условие успеха – но при наличии такой рекомендации ваши шансы на поступление могут существенно возрасти. 



blog comments powered by Disqus

Подписка на новости Subscribe


Запишитесь
на бесплатную консультацию!
Оставьте свои данные, и в течение 12 часов с Вами свяжется наш менеджер и согласует удобное для вас время консультации
X
Хотите получить
диплом MBA?
Оставьте свои данные и забирайте курс
книгу "10 шагов к MBA бесплатно"