MBA Strategy arrow MBA карьера arrow Выпускники бизнес-школ берут курс на малый и средний бизнес

Выпускники бизнес-школ берут курс на малый и средний бизнес


Неудивительно, что большинство студентов МВА, оценивая ту или иную программу в одной из ведущих школ, руководствуются не только тем, чему можно научиться, но и тем, где полученные знания можно применить после выпуска. 

Длительное время, МВА было принято понимать, как ступеньку на пути к хорошо оплачиваемой работе в солидной организации, будь то крупный банк, международная консалтинговая фирма или корпорация транснациональных компаний. Но практика показывает, что большое количество выпускников остаются работать на малых или средних предприятиях. По словам Валери Клод-Годилат (Valerie Claude-Gaudillat), директора программы MBA в Audencia Nantes School of Management во Франции, в конце концов студенты осознали, что может именно в этой сфере их умения и способности найдут свое наилучшее применение. 


 МВА это не подготовка специалиста одного профиля, эти программы разработаны с целью дать общее представление о мире бизнеса и всех его элементов во взаимодействии. Исходя из этого, административные должности широкого спектра на малых и средних предприятиях, пожалуй, лучший вариант для выпускников МВА, нежели работа в отделах со строгой специализацией, из которых состоят крупные организации. В прошлом, студенты избегали малых фирм, так как считали их крайне ограниченными, но сегодня дело обстоит по другому, принято считать, что большие предприятия не дают необходимой почвы для зарождения и реализации новых идей и новых путей управления, в отличие от их меньших аналогов. 


 «Задача программ - изменить систему управления в будущем: выстроить новую стратегию, регулировать финансовые расходы, составить эффективные правила отбора и найма персонала, найти оптимальный доступ к рынку, и т.д., - говорит Нигель Пирси (Nigel Piercy), замдекана Warwick Business School. - Люди разочаровывались, когда при наличии тех или иных способностей им приходилось возвращаться к тому с чего они начинали: маркетинговые операции, организация сбыта и тому подобное. Прелесть финансирования  и консалтинговой деятельности состоит в том, что именно здесь студенты выпускники имеют возможность применить большой процент знаний полученных в школе. То же можно сказать и о работе на средних предприятиях - вы непосредственно сталкиваетесь с вопросами управления бизнесом, в отличие от работы в крупных корпорациях, где вы исполняете роль специалиста узкого профиля. Думаю, более всего эта закономерность интересна для тех, кто сейчас получает МВА".


Одной из причин почему на сегодняшний день выпускники МВА отдают предпочтение малому и среднему бизнесу является работа, проделанная консультантами профориентации в школе бизнеса. Так как обеспечение работой в сфере банка и консалтинга резко снизилось, некоторые школы пытаются найти место для студентов в малых организациях, которые зачастую не имеют опыта работы с выпускниками МВА. Этот новый метод трудоустройства показал пример того, что может быть достигнуто за пределами обычного варианта карьеры.


Способ составления МВА программ изменяется, и благодаря этому стало еще проще разобраться в том, что может предложить малый и средний бизнес. «Много школ, в особенности европейских, адаптировали свои программы, чтобы увеличить время работы на фирмах, либо путем стандартной стажировки, либо путем участия в проектах консультирования, -  говорит Пол Хили Левена из Vlerick, Бельгия. - «В жесткие экономические времена школы пытались реализовать этого рода коммерческий ход вне очевидных целей крупных банков и транснациональных корпораций. Это показало многим студентам, особенно тем, кто имел опыт работы в крупной компании, что курс на малый и средний бизнес - совершенно точно не карьерный тупик".


Одна из ключевых прелестей крупных компаний в прошлом - большие конверты с заработной платой. Однако, в наше время вопрос о финансовой выгоде, возможно, не столь распространен среди студентов MBA, как это было раньше. Сегодняшние студенты показывают высокий интерес к проблемам, которые их не волновали 20 лет назад: ценности социального воздействия потенциальных работодателей; баланс работы/жизни; культура предполагаемых организаций и так далее. Такая ситуация кажется странной, но ведь совершенно правильно, что во время экономических проблем, студенты MBA говоря о привлекательности того или иного предложения, имеют в виду нечто большее нежели зарплата и фондовые опционы.


В то же время компании представляющие малый и средний бизнес проявляют большее желание платить за навыки и опыт, которые может предложить выпускник MBA. “Революция в коммуникациях, вызванных Интернетом, означает, что в наше время даже у самой маленькой компании могут быть глобальные стремления, и владельцы таких предприятий понимают, чтобы достичь желаемого им нужны люди, которые знают, как действовать на мировой арене, -  говорит Валери Клод-Годиллат. - Выпускники класса MBA, разной национальности, являются объектом преследования компаний, желающих сделать инвестиции, чтобы нанять их. Это подтверждается рядом примеров: один из наших недавних выпускников, у которого есть обширный опыт работы в Китае, пошел работать в автомобильную компанию в Британии, которая хочет выйти на рынки Дальнего Востока. Такого рода возможности стали реальными на малых предприятиях лишь в недавнее время".


Некоторые маленькие компании все еще уклоняются от найма MBA по причине того, что якобы, их вера в себя может иногда превышать их способности, но те работодатели, которые преодолевают себя, уверяются в обратном. Франсуа Гужон, начальник отдела кадров в  AES Laboratories, признается, что скептически относился к ценности квалификации для компании, пока один из его приятелей не высказал идею получить MBA: “Я был обеспокоен, что после МВА он возвратится в компанию и начнет учить людей, как надо работать. Но случилось то, чего я совершенно не ожидал. Вместо этого он возвратился с полным багажом ценных идей, которые имели позитивное влияние на наш бизнес. Это убедило меня, что небольшие и компании среднего размера могут действительно извлечь выгоду из этого вида образования.


 «Мне кажется, в наше время мы должны знать больше о МВА, - говорит Кира Оуэн профессиональный вербовщик компанииTwenty. - И мы можем говорить о важности квалификации до тех пор, пока в наличии будут те выпускники лучших школ, которые отвечают всем критериям. Они - люди, которые ломают стереотипы и открывают совершенно новый диапазон возможностей карьерного роста».


И кто знает, может, мы уже близки к тому времени, когда МВА станет объектом преследования работодателей из малого и среднего бизнеса.

 

По материалам: The Independent, Jan 2011

 

blog comments powered by Disqus

Подписка на новости Subscribe


Запишитесь
на бесплатную консультацию!
Оставьте свои данные, и в течение 12 часов с Вами свяжется наш менеджер и согласует удобное для вас время консультации
X
Хотите получить
диплом MBA?
Оставьте свои данные и забирайте курс
книгу "10 шагов к MBA бесплатно"