В пику скептикам некоторые бизнес-школы возвращаются к свободному капитализму
В некоторых бизнес-школах поборники свободного рынка – как студенты, так и преподаватели – объединяются в группы, чтобы популяризовать чистый капитализм.
Прошлой осенью три второкурсника МВА в бизнес-школе Fuqua при университете Дьюка основали отделение Общества Адама Смита. Изначально это был проект Манхэттенского института исследований экономической политики. Представители Общества состоят из консерваторов, которые продвигают идеи свободного предпринимательства среди студентов МВА. На прошлой неделе Общество отозвалось об этом отделении как о «лучшем среди новых членов».
С тех пор, как Манхэттенский институт основал Общество, его отделы появились в четырнадцати бизнес-школах – включая школу бизнеса Booth при Чикагском университете, Гарвардскую бизнес-школу и школу бизнеса Cornell’s Johnson.
Как известно, Адам Смит считал, что ограничения предпринимательства быть не должно. Его основной постулат говорит о том, что рынок может управляться только естественными принципами спроса и предложения. Поскольку Смит был одним из самых влиятельных философов экономики в истории и считается отцом современного капитализма, неудивительно, что его труды изучаются во всех бизнес-школах.
Однако, после финансового кризиса 2008 года возрос объём критики, направленной на «свободную» экономическую политику. Из-за этого многие бизнес-школы смягчили свой подход к продвижению бизнеса. Появилось множество инициатив, продвигающих социальный фактор в экономике. Студентам стали говорить, что учитывать общество, занимаясь бизнесом, может быть даже выгодно. На конференции в бизнес-школе Kellogg при институте Aspen, которая прошла неделю назад, говорили о «частной политике», которая выражалась в том, что бизнес должен регулироваться компаниями, а не правительством.
Тем не менее, возрастающая популярность Общества Адама Смита предполагает, что спрос на неограниченную свободную рыночную экономику ещё существует. Студенты Fuqua, основавшие отделение Общества в своей бизнес-школе, – Тед Лайонз, Ричард Мозелески и Рич Карчер – утверждают, что более 20% студентов стационарной программы МВА этой школы уже стали активными участниками. Они успели провести три собрания, и на каждом из них зал был переполнен. Как сообщил Лайонз, «на факультете нас очень поддерживают».
По его словам, «предпринимательство, свободный рынок и бизнес – это то, что сделало нашу страну великой. Мы считаем, что общество с нами согласно».
Как выразился Мозелески, «мы не пытаемся говорить на тему морали. Но мы – и наше общество – считаем, что достичь желаемого результата вполне можно с помощью свободной рыночной экономики».
Ещё одна бизнес-школа, радостно примкнувшая к продвижению капитализма в массы, – Университет Западной Виргинии. На прошлой неделе один из выпускников университета, Кевин Кендрик, вместе со своей женой Рэнди и консерваторами из Фонда Чарльза Коха пообещал факультету бизнеса и экономики Университета Западной Виргинии 5 миллионов долларов на развитие института свободного предпринимательства. Как сообщили в пресс-релизе, в этом институте будет преподаваться и изучаться «роль, которую играют принципы свободного общества во всеобщем процветании и улучшении качества жизни».
Это объявление было сделано менее чем через два месяца после того, как некачественное управление на заводе привело к тому, что в домах 300 000 жителей Западной Виргинии вода из крана стала непригодной для питья. После этого кризиса опрос, проведённый Hart Research Associates и Sierra Club, показал, что большинство избирателей штата за то, чтобы деятельность компаний регулировалась правительством. Декан бизнес-школы, Хосе Сартарелли, заявил, что это просто совпадение, так как основание института планируется уже два года.
По словам Сартарелли, «если вы спросите, какие самые сильные сферы преподавания в нашей школе – что мы лучше всего умеем – то это в том числе и свободная рыночная экономика».
Элисон Мангьеро, директор отдела связей Манхэттенского института, заявляет, что бизнес-школа – естественная среда для исследования принципов капитализма.
По её словам, «студенты бизнес-школ лучше осознают связи между политикой, экономикой и бизнесом. Студентов воодушевляют эти споры вокруг капитализма, как бы к нему ни относились».