Будущие студенты магистерских программ по менеджменту предпочитают школы, где культура ориентирована на преподавание и делает акцент на дискуссии во время занятий.
Такие данные предоставило недавнее исследование GMAC, опубликованное 14 апреля и проведенное методом опроса поступающих на МВА.
Результаты последних исследований показывают, что интерес к двухгодичным программам МВА значительно снизился, хотя в данных GMAC этот низкий коэффициент сильно сглаживается – они учитывают и заочное отделение, и экстернат, и онлайн-программы МВА. Исследование, для которого опросили более 12 000 будущих студентов, показало, что за прошедшие пять лет количество поступающих на специализированные магистерские программы выросло с 13% до 20%, а количество поступающих именно на МВА снизилось – с 55% до 53%. По данным GMAC, желающих поступать как на МВА, так и на другие специализированные магистерские программы в сфере бизнеса, стало меньше – раньше их количество составляло треть всех поступающих, а сейчас только четверть.
Здесь одной из самых интересных оказалась часть опроса, посвященная атрибутам культуры бизнес-школы. Результаты удивляют: например, немного более трети будущих студентов предпочитают культуру здоровой конкуренции культуре сотрудничества; кроме того, 31% кандидатов на поступление хотели бы учиться у «авторитарных» преподавателей, а не у «демократичных».
53% студентов имеют «запасные варианты» школ, а 50% подают заявки в школы с завышенными требованиями
Исследование GMAC показало, что будущие студенты составляют список программ, на которые собираются поступать, в среднем за восемь месяцев до прохождения теста GMAТ (в разных странах данные немного отличаются). Почти все абитуриенты (93%), принявшие участие в опросе 2013 года, заявили, что хотят поступать в одну из школ больше, чем в другие, и собираются подать первую заявку через два месяца после прохождения GMAТ. Кроме того, в списках 53% будущих студентов есть школы, куда они точно могут поступить, а у 50% – школы, в которые они поступят, если повезет.
Кроме того, будущие студенты подают первую заявку на магистерскую программу в среднем через четыре года после получения диплома бакалавра (или предыдущего магистерского диплома). Обычно этот срок составляет четыре с половиной года для поступающих на МВА и два с половиной – для тех, кто собирается на другие специализированные магистерские бизнес-программы. Время перед поступлением можно разделить на четыре этапа: «до принятия решения» (время до того, как поступающий вообще задумался о поступлении в магистратуру), потом «решение», «подготовка» и «действие». Фаза «до принятия решения» занимает в среднем два года, и сильно зависит от студента и от программы, на которую он собирается поступать.
Студенты, собирающиеся поступать исключительно на МВА, обычно принимают решение о поступлении более чем через три года (38 месяцев) после окончания колледжа, а те, кто идут на специализированные магистерские программы, обычно знают об этом еще до получения диплома бакалавра. После принятия решения может пройти еще около двух лет – на подготовку и подачу первой заявки в магистратуру. В среднем подготовка занимает около 25 месяцев у поступающих на МВА и 21 месяц у поступающих на другие программы – разница небольшая.
Отвечая на вопросы, студенты должны были описать предметы, которые больше всего хотели бы изучать в бизнес-школе. «Лидерство» и «финансы» упоминались 2 784 и 1 797 раз соответственно, а «разработка» – всего 19 раз.
Кроме того, исследование GMAC показало, что интерес к специализированным магистерским программам (в отличие от МВА) вырос за пятилетний период (с тех пор, как такие опросы начали проводить). Тем не менее, программы МВА все еще доминируют. Большинство будущих студентов все еще хотят учиться в магистратуре именно там. Только четверть поступающих рассматривают как вариант МВА, так и другие, и по сравнению с 2009 годом их меньше (тогда было 33%).
Коэффициент будущих студентов, которые желают поступать исключительно на МВА, в 2013 году немного вырос по сравнению с 2009, особенно среди канадцев, азиатов, латиноамериканцев, жителей Среднего Востока и Африки, а также американцев. Кроме того, жители тихоокеанских островов и европейцы больше стали интересоваться прочими специализированными магистерскими программами. Среди американцев процент их популярности увеличился ненамного.
Качество образования – основной критерий выбора бизнес-школы
Репутация бизнес-школы – основной фактор, который влияет на выбор вуза. 10 стран, в которых опрашиваемые предпочитают учиться – это, по порядку, США, Великобритания, Канада, Франция, Индия, Гонконг, Германия, Сингапур, Австралия и Нидерланды. Большинство (70%) поступающих мира предпочитают ехать на учебу в Соединенные штаты. Этот показатель не изменился с прошлого года.
Самым главным препятствием для поступления в магистратуру студенты считают стоимость образования. Будущие студенты МВА собираются оплачивать половину образования с помощью накоплений (25%) и кредитов (24%). Те, кто собираются учиться на других программах, полагаются на поддержку родителей (29%) и собственные накопления (21%), что может покрыть половину стоимости. По данным GMAC, основные мотивирующие факторы будущих магистров не изменились: они хотят увеличить свой шанс на престижную работу, приобрести знания, навыки и умения, получать более высокую зарплату.
Качество и репутация программы – все еще основной фактор выбора школы для многих будущих студентов. Сферы финансов (37%), консалтинга (34%), товаров и услуг (33%) остаются самыми популярными видами бизнеса. Хотя только 4% будущих студентов, опрошенных в 2013 году, считают себя предпринимателями, 26% собираются стать ими после выпуска (в 2009 году эта цифра составляла 20%).