MBA Strategy arrow Рейтинги бизнес-школ arrow Cпециалисты MBA в моде

MBA

MBA (Master of Business Administration) – квалификационная степень в менеджменте (управлении). Зачастую аббревиатура используется для обозначения не степени, а самих программ обучения для получения степени. Квалификация MBA подразумевает способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена. Обычно период обучения по программе MBA занимает от одного до двух лет. Степень МВА, полученная в одной из топ бизнес-школ мира, – это «ключ» к карьере топ-менеджера в известнейших мировых корпорациях и возможность полностью раскрыть свой потенциал как менеджера! Подробнее >>

Cпециалисты MBA в моде


Сегодня существует мода на разделение МВА по узким специализациям. Что по этому поводу говорят топовые бизнес-школы мира, и как абитуриенты относятся к подобным инновациям?

Так как все больше и больше университетов предлагают программы МВА, для абитуриентов становится чрезвычайно сложно определиться, в какой же бизнес-школе программа наиболее подходящая. Многие школы отходят от установленного формата, который последние тридцать лет является стандартным для МВА.

В последний год появилась тенденция, что специалисты МВА стали достаточно востребованными на рынке. Сегодня можно выбирать среди широкого перечня специализаций МВА, начиная от МВА, специализирующихся в области Финансов и Бухгалтерии и заканчивая изучением Технологии или даже Спорта. Теперь студенты более взвешенно подходят к выбору специализации. «Наиболее популярными специализациями среди абитуриентов являются Финансы, Страхование и Менеджмент кризисных ситуаций. Все наши курсы переполнены», говорит декан бизнес-школы при Ноттингемском Университете, Скотт Годдард.  Более 1000 кандидатов сейчас изучают МВА в Великобритании (включая специалистов по финансам), и более 2000 – в Европе, и это в сравнении с 200 студентами, получавшими образование в Европе 8 лет назад. 

До сих пор необходимость появление этого сегмента программ МВА остается сомнительной. Как говорит Ален Ламперер, профессор бизнес-школы ESSEC в Париже, где он преподает сразу на двух факультетах: Менеджмент топ-брендов МВА и МВА в отельном бизнесе, «это позволяет менее знаменитым школам доказать, что более популярные школы, считающиеся лучшими в принципе, вовсе могут не быть лучшими во всем». Это усложняет задачу выбора для кандидата на поступление, заставляя задуматься, какая же школа все-таки самая надежная, а какая просто прикрывается красивым названием МВА.   

Многие бизнес-школы не принимают идею разделения МВА на специализации. Профессор Ян Тернер, бывший директор программ МВА в школе менеджмента Хенли полагает, что термин «специалист МВА» является оксюмороном. «Главная идея изучения МВА - это не получения образования по узкой специализации», говорит он. «МВА было разработано как общий курс менеджмента. Его главной задачей является завершительный этап формирования индивидуальной личности, а также развитие способности к лидерству и подготовка студента к обязанностям при работе в высших эшелонах управления».

Бизнес-школы США, в частности, выступили против модели специализирующихся МВА. Двухгодичный формат МВА позволяет студентам изучать общий материал в первый год, а специализироваться на втором году обучения. Школы «Ivy League» стараются остаться первыми в мире по наилучшей подготовке и повышению уровня своих основных факультетов, хотя они понимают, что хороших профессоров очень мало, поэтому их стремления остаются фактически беспочвенными. «Считанные из них имеют основания считаться лучшими», говорит Патрик Харкер, Декан школы Wharton, штат Филадельфия. Боб Джосс поддерживает эту точку зрения, «Факультеты – это не только обучение студентов, они также выпускают, помогающие в теории менеджмента книги, развивают мышление в этой сфере, а также являются хорошим подспорьем в практике».
 
Международный исследовательский центр TopMBA.com с помощью нескольких выдающихся профессоров за очень короткое время подготовили исследование в 500 компаниях по всему миру, принимавших на работу специалистов МВА. Исследование было направлено на определение наиболее компетентных бизнес-школ, готовящих лучшие кадры. Результат подтвердил расхожее мнение, что школы « Ivy League» и европейские топ-школы удерживают лидирующие позиции практически во всех сферах, хотя некоторые маленькие программы все же в чем-то выигрывают.    

Таблицы, приведенные ниже, показывают 10 европейских и 10 американских программ по подготовке МВА, которые, по мнению работодателей, выпускают лучшие кадры в сфере Маркетинга, Финансов и Корпоративного менеджмента. Исследования также показывают уровень подготовки в сфере предпринимательства, Интернет коммерции, управления информацией, международного менеджмента, стратегического планирования, а также лидерских навыков.

Маркетинг стал практически наукой стараниями бдительных статистиков, работающих в лучших бизнес-школах. Сложные аналитические технологии, такие как общий и кластерный анализ дают возможность сегментировать рынок клиентов более точно. Развитие Интернета и сопоставление баз данных, содержащих детальные сведения о клиенте, послужили увеличению объема и усложнению инструментов маркетинга, с целью получения конкурентоспособных результатов.  
 
Таблица 1: Рейтинг школ, выделенных работодателями за качество обучения в сфере маркетинга
Маркетинг     Маркетинг    
          

Маркетинг

 

 

Маркетинг

 

 

 

 

 

 

 

 

Северная Америка

2005

2004

Европа

2005

2004

 

 

 

 

 

 

Northwestern - Kellogg

40%

28%

IMD

14%

15%

Wharton

30%

18%

ESADE

12%

12%

Stanford

29%

15%

Manchester

12%

12%

Duke - Fuqua

25%

13%

Warwick

11%

14%

Michigan

20%

14%

ESSEC

11%

9%

HBS

15%

14%

INSEAD

10%

13%

W. Ontario -Ivey

15%

9%

IESE

10%

8%

Columbia

10%

10%

LBS

8%

6%

U.Toronto

9%

5%

Cranfield

8%

8%

Chicago GSB

8%

8%

HEC

6%

6%

Ресурс: QS TopMBA.com Международное Обозрение Рекрутеров 2005

 

 


 
Обратите внимание: Проценты показывают соотношение, приведенное опрошенными работодателями, принявшими на роботу выпускников этих школ, взирая именно на силу подготовки студентов в даной сфере. Данные, приведенные в таблицах, не могут служить основой для каких-либо рейтингов.
 
Kellogg School of Management, Northwestern University, наиболее высоко оценена рекрутерами (а имнно 40% в 2005 году и 28% в 2004) за подготовку самых лучших маркетологов. По словам Джевелин Боннер-Рид, помощника главы правления в Kellogg, - «Естественно, мы гордимся своей репутацией в сфере маркетинга и мы делаем все возможное для сохранения таких выдающихся позиций, но на сегодня эта специализацию только третья после Финансов и Стратегического планирования в списке самых популярных среди абитуриентов. Для школы, такой как Kellogg, очень важно знать, что ее расценивают не только как курс маркетинга. Некоторые европейские школы являются слишком узко специализированными».  

Многие студенты ESSEC гордятся уже тем, что учатся на специализации Менеджмент предметов роскоши. Как говорит Ламперер, “Наш факультет Топ-Бренд Менеджмента достаточно молодой. Но если человек хочет работать в LVMH, Gucci или L’Orйal, это именно та школа, которую нужно выбрать. Маркетинг предметов роскоши требует серьезной подготовки, и, без сомнения, французские школы являются для этого лучшими в мире».  

Финансы – это достаточно сложная сфера, и во многих школах существует сразу несколько отделов, работающих в ней. Работники многих мировых инвестиционных банков являются исключительно выпускниками школ, имеющих хорошую репутацию именно в сфере Финансов. Тем не менее, профессиональные программы, специализирующиеся на финансах, были разработаны только недавно
 
Таблица 2: Рейтинг школ, выделенных работодателями за качество обучения в сфере финансов
Финансы     Финансы    
          

Финансы

 

 

Финансы

 

 

 

 

 

 

 

 

Северная Америка

2005

2004

Европа

2005

2004

 

 

 

 

 

 

Northwestern - Kellogg

40%

28%

IMD

14%

15%

Wharton

30%

18%

ESADE

12%

12%

Stanford

29%

15%

Manchester

12%

12%

Duke - Fuqua

25%

13%

Warwick

11%

14%

Michigan

20%

14%

ESSEC

11%

9%

HBS

15%

14%

INSEAD

10%

13%

W. Ontario -Ivey

15%

9%

IESE

10%

8%

Columbia

10%

10%

LBS

8%

6%

U.Toronto

9%

5%

Cranfield

8%

8%

Chicago GSB

8%

8%

HEC

6%

6%

Ресурс: QS TopMBA.com Международное Обозрение Рекрутеров 2005

 

 

 
 
В США факультет финансов стал полем боя за первенство среди бизнес-школ. Взирая на высокую планку рекрутеров с Wall Street, этот факультет стал одним из самых значимых. Школа Wharton со своими выдающимися профессорами, такими как Джереми Сиджел, была выбрана 48% рекрутеров, как готовящая лучших специалистов МВА в сфере Финансов, ее часто считают как главный ресурс кадров для Wall Street.
 
В Лондонской бизнес-школе долгое время функционировал факультет финансов, который был усовершенствован за счет очень успешной годичной программы, готовившей Магистров Финансов (MiF) в середине 90-х. Джон Ньюболд, маркетолог (MiF), делится своей точкой зрения: «эта программа очень отличается он общего двухгодичного курса МВА. Студентов здесь еще называют «зависимыми»……76% студентов MiF класса уже имеют диплом МВА или менеджера. 
” Nottingham University Business School, которая вылетела из рейтинга 10 лучших, тем не менее, пользуется большим авторитетом у рекрутеров». 
 
В МВА явно прослеживается мода на некоторые специализации, но насколько долго это будет продолжаться, покажет только время. В последнее время появилось огромное количество факультетов, изучающих Корпоративный менеджмент. Новые программы для них были разработаны бизнес-школой при Ноттингемском Университете, а также Университетом Женевы. Это школы очень авторитетны в этой сфере.
Tuck провел несколько конференций на эту тему. Курс корпоративного менеджмента является обязательным и основным, он также частично входит в программу других предметов. По словам декана Пола Даноса, «…преподаватели в Truck с очень большой ответственностью отнеслись к преподаванию корпоративного менеджмента. Мы стараемся дать хорошие практические навыки нашим студентам, что послужит им хорошей базой для дальнейшей карьеры».  
 
Таблица 3: Рейтинг школ, выделенных работодателями за качество обучения в сфере Корпоративного менеджмента
Корпоративный менеджмент   Корпоративный менеджмент  
          

Менеджмент

 

 

Менеджмент

 

 

 

 

 

 

 

 

Северная Америка

2005

2004

Европа

2005

2004

 

 

 

 

 

 

Northwestern - Kellogg

40%

28%

IMD

14%

15%

Wharton

30%

18%

ESADE

12%

12%

Stanford

29%

15%

Manchester

12%

12%

Duke - Fuqua

25%

13%

Warwick

11%

14%

Michigan

20%

14%

ESSEC

11%

9%

HBS

15%

14%

INSEAD

10%

13%

W. Ontario -Ivey

15%

9%

IESE

10%

8%

Columbia

10%

10%

LBS

8%

6%

U.Toronto

9%

5%

Cranfield

8%

8%

Chicago GSB

8%

8%

HEC

6%

6%

Ресурс: QS TopMBA.com Международное Обозрение Рекрутеров 2005

 

 

 
 
И не смотря на то, что многие топ-школы доминируют в приведенных таблицах, некоторых школ здесь явно не хватает. Согласно исследованиям, проведенным TopMBA.com особенно хорошо обучают Информационному менеджменту в  Theseus, Rotterdam и SDA Bocconi. Международная годичная программа МВА по Предпринимательству, существующая при IE - Instituto de Empresa, считается лучшей европейской программой в этой сфере. Как оказалось, Менеджмент Спорта тоже является популярной программой в МВА. Факультет спортивного менеджмента Европейского университета в Женеве очень тесно сотрудничает с Штаб-квартирой UEFA и международным олимпийским комитетом, а Ливерпульский университет готовит специалистов МВА в сфере футбольного менеджмента.
 
Гибкий график – одна из причин, по которой приходят на факультеты МВА. Успешно существуют программы с частичной занятостью дня, а также дистанционное обучение, позволяющие одновременно и учиться и работать. Рейчел Тафт, глава приемной комиссии и директор по маркетингу Манчестерской бизнес-школы изначально предвидела рост популярности дистанционного обучения в МВА, которое действительно приобрело популярность очень быстро. «Спрос на факультет Бухгалтерского дела, а также Инженерный факультет Манчестерской бизнес-школы намного превышает все наши ожидания», комментирует она. «В этих программах очень нуждаются профессионалы, которые, не смотря на загруженность работой, все же хотят получить образование в сфере бизнеса, конкретно по специализации, которая их интересует».
 
И тем не менее профессор Ян Тернер придерживается другой точки зрения, - «…опираясь на собственный опыт, могу сказать, большинство студентов МВА хотят получить общий курс менеджмента и стараются избегать школы с «уклоном».
 
Это может быть и имеет смысл, но только для тех, у кого есть возможность поступить в одну из топ-школ. Как показывает практика, большинство из тех, кто менее квалифицирован, просто хотят получить образование в своей узкой специализации. А программа может дать выпускника не только красивую корочку МВА, но и стать хорошим подспорьем в их карьере. 
 
Отчет Международного Исследовательского сайта работодателей Topmba.com можно посмотреть на  World MBA Tour Fairs in 2005. Для более детальной информации смотрите www.topmba.com.

blog comments powered by Disqus

Подписка на новости Subscribe


Запишитесь
на бесплатную консультацию!
Оставьте свои данные, и в течение 12 часов с Вами свяжется наш менеджер и согласует удобное для вас время консультации
X
Хотите получить
диплом MBA?
Оставьте свои данные и забирайте курс
книгу "10 шагов к MBA бесплатно"