Социальные сети – зеркало души? Преподаватель из Стэнфорда утверждает, что так и есть
О человеке можно многое узнать из социальных сетей, и приемные комиссии в некоторых бизнес-школах учитывают эту информацию, рассматривая кандидатуры абитуриентов.
Ваша активность в интернете не обязательно сыграет важную роль при поступлении, но мы советуем руководствоваться простым правилом: будьте осторожны, задумайтесь о том, как ваши посты и предпочтения могут быть восприняты посторонними. Результаты недавнего исследования, проведенного в Высшей школе бизнеса Стэнфордского университета, показали, что длительное наблюдение за поведением человека в социальных сетях позволяет узнать о нем больше, чем индивидуальное собеседование. Приемные комиссии наверняка обратили внимание на эти результаты.
Исследование проводил доцент Михал Козински, который преподает в Стэнфорде организационное поведение. Он и сам был очень удивлен, узнав, сколь многое говорят о пользователе даже «лайки» в Facebook.
«Больше всего меня поразило то, что по «цифровым следам» – даже таким простым, как «лайки» в Facebook – можно определить черты характера, особенности поведения и многое другое», – рассказал Козински в интервью Stanford News Service.
Козински получил докторскую степень в области психологии. Другие его исследования посвящены большим данным, краудсорсингу и психологическому анализу. Изучая поведение пользователей в интернете, он с изумлением понял, что на основе предпочтений в Facebook можно даже определить, вырос ли человек в благополучной семье. Результаты показались Козински настолько невероятными, что он начал сомневаться в своих методах и несколько раз перепроверил полученные данные. «Трудно поверить, что развод в семье пользователя, случившийся много лет назад, может повлиять на то, под какими постами в Facebook он будет ставить «лайк». Ведь мы говорим о людях, которым уже исполнилось 30-40 лет», – рассказал Козински.
Как оказалось, «цифровые следы» говорят не только о семейных проблемах. Например, можно узнать, кто из пользователей курит, пьет или принимает наркотики, какая у человека сексуальная ориентация, и каких политических взглядов он придерживается.
«Информация, полученная из социальных сетей, позволила нам многое спрогнозировать, причем достаточно точно», – сообщил Козински.
Признайтесь, вам интересно проверить, правда ли это. Вам повезло: демонстрацию моделей Козинского можно посмотреть тут.
Предпочтения в Facebook позволяют спрогнозировать не только индивидуальные особенности пользователя. Козински узнал, что по «цифровым следам» можно определить, сколько у вас друзей в социальной сети, как часто вы заходите в Facebook, нажимаете «нравится» или отправляете сообщения в Twitter.
«Сам по себе ни один из этих показателей не является определяющим, – объяснил Козински. – Тем не менее, если объединить много таких переменных, каждую из которых можно в какой-то степени спрогнозировать, компьютерный анализ позволит составить довольно четкое представление о человеке».
И все же, знакомство через Facebook слишком поверхностно. Не спешите делать выводы. Результаты исследования – не повод утверждать, что вы знаете все о бывшей подруге вашего соседа по комнате только лишь по тому, что она до сих пор у вас в друзьях, и вы можете следить за ее активностью в социальной сети. «В большинстве случаев информации из Facebook недостаточно для того, чтобы сделать правильные выводы», – предостерег Козински. Что же касается слов и выражений, используемых на страницах Facebook и Twitter, то они еще менее информативны – по крайней мере, для обычных людей.
«В отличие от человека, компьютер способен обработать тысячи и даже миллионы единиц информации и составить на их основе точный прогноз. У нас с этим проблемы, поскольку мы можем одновременно анализировать только несколько фактов», – объяснил Козински.
Именно поэтому анализ деятельности пользователя Facebook в течение нескольких лет позволяет узнать о человеке больше, чем непосредственное общение с ним. Как выразился Козински, «У нас может сложиться неправильное представление о собеседнике, например, во время короткого разговора или на первом свидании. Другое дело, если мы проследим за информацией, которую человек выкладывал в Facebook в течение многих лет».
В связи с этим возникает несколько вопросов. Во-первых, как Facebook использует информацию, которой мы добровольно делимся на своих страницах? Во-вторых, станет ли приемная комиссия Стэнфорда использовать результаты исследования Козински в процессе приема студентов? Ведь если анализ «цифровых следов» дает более точную информацию, чем индивидуальное собеседование, то почему бы не заменить одно другим?
Глава приемной комиссии Стэнфорда Деррик Болтон согласен, что результаты исследования вызывают глубокий интерес. «Тем не менее, мы бы ни за что не стали использовать их, – утверждает он. – Не забывайте о Хоторнском эффекте: если ставки высоки, поведение изменится».
Процент зачисления абитуриентов в Стэнфорде самый низкий среди ведущих бизнес-школ (в прошлом году показатель составил 7,1%, тогда как у Гарварда – 11%). Так что ставки, конечно, очень высоки.
Автор:
Ольга Гапченко