MBA Strategy arrow Рейтинги бизнес-школ arrow Бизнес-аналитика: крупнейший тренд MBA

MBA

MBA (Master of Business Administration) – квалификационная степень в менеджменте (управлении). Зачастую аббревиатура используется для обозначения не степени, а самих программ обучения для получения степени. Квалификация MBA подразумевает способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена. Обычно период обучения по программе MBA занимает от одного до двух лет. Степень МВА, полученная в одной из топ бизнес-школ мира, – это «ключ» к карьере топ-менеджера в известнейших мировых корпорациях и возможность полностью раскрыть свой потенциал как менеджера! Подробнее >>

Бизнес-аналитика: крупнейший тренд MBA


Бизнес-аналитика:крупнейшийтрендMBA 

 

Кажется, что в каждой крупной бизнес-школе в последние годы появилась специализированная магистратура в области бизнес-аналитики, однако это не так.

 

Даже для тех немногих школ, которые решили не открывать у себя такую специальность (на данный момент среди них много элитных учебных заведений), становится очевидно, что больше не получится игнорировать зашкаливающий спрос на выпускников с навыками анализа данных. Таким образом, «ландшафт» бизнес-аналитики весьма разнообразен. Благодаря наличию самых разных курсов и специальностей, программ, созданных несколькими школами одновременно, сертификатов и других предложений от ведущих бизнес-школ, студенты, желающие работать в области технологий и финансов, анализа данных или менеджмента, получают неограниченный выбор.

 

Сама специальность бизнес-аналитики представляет собой популярнейший тренд бизнес-образования, передает P&Q. В отчете об образовательных трендах от GMAC говорится о том, что 94% программ МВА сообщают о росте количества поданных заявок. Всего 6% сообщили о том, что заявлений приходит меньше. Анализ топ-100 бизнес-школ от Poets&Quants показал, что в 36 из них существуют магистерские программы по бизнес-аналитике – иногда они называются «маркетинговый анализ», иногда «потребительский анализ», или еще как-нибудь. Сейчас, два года спустя, такие программы существуют уже как минимум в 50-ти школах, и многие другие готовятся открыть у себя подобные специальности.

 

Только за последние два года подобная специальность появилась в школе менеджмента Sloan (Массачусетский институт технологий), школе менеджмента Anderson (UCLA), бизнес-школе Tepper (университет Карнеги-Меллон, онлайн), бизнес-школе Goizueta (университет Эмори), высшей школе бизнеса Olin (колледж Бэбсон), высшей школе менеджмента Davis (Калифорнийский университет) и многих других. В конце прошлого года еще одна ведущая бизнес-школа (Колумбийский университет) присоединилась к тренду открывать программы в области бизнес-аналитики. В конце лета 2018 года новая степень – магистр бизнес-аналитики – откроется и в бизнес-школе Darden (Виргинский университет). Ниже приведен список подобных программ в топ-50 бизнес-школ по версии Poets&Quants, где указана информация о продолжительности программы и ее стоимости.

 

Тем не менее, многие другие школы предпочли не открывать новую специальность, посвященную аналитике. Например, Уортонская бизнес-школа ввела в учебную программу бакалавриата и магистратуры курсы в области аналитики, но не создала на этой основе новую специальность. Другой подход можно наблюдать у Гарвардской бизнес-школы – ее онлайн-сертификат, появившийся в марте этого года, хоть и во многом направлен на аналитику, но придерживается традиционных для этого университета устоев МВА. Эта программа, продолжительностью в девять месяцев и стоимостью в 50 000 долларов США, показывает, что Гарвардский университет готов следовать новому тренду.

 

Есть и еще один интересный подход, продемонстрированный школой менеджмента Kellogg (Северо-западный университет). Здесь предлагают углубленный курс аналитики, «созданный для преодоления стереотипа, согласно которому менеджеры не всегда умеют применять аналитику, а специалисты по анализу данных не всегда понимают, в чем состоит проблема менеджера, и не могут помочь». Кроме того, в этой бизнес-школе есть программа PDAK для специалистов по анализу данных. В этой междисциплинарной программе соединяются курсы из учебного плана МВА, предметы для руководителей и многое другое.

Предложение в области квалифицированных выпускников все еще не соответствует спросу

Что такое бизнес-аналитика? Кто ее использует? Откуда такой спрос? Это понятие основано на идее, что, если компания сможет управлять всеми данными, касающимися ее бизнеса, с помощью аналитики можно будет извлечь из них значительную ценность. Такой подход предполагает использование разнообразных статистических и квантитативных методов, вычислительных инструментов и моделей прогнозирования, а также знаний в области финансов, корпоративного бизнеса и экономики. Короче говоря, как крупные, так и малые компании заинтересованы в специалистах по анализу данных, которые предлагают возможность сократить расходы на хранение крупных массивов данных. Кроме того, такие специалисты знают более эффективные способы ведения бизнеса и удовлетворения спроса потребителей. Все больше компаний используют аналитику для создания новых продуктов.

 

Таким образом, специалисты по анализу данных способны полностью изменить мир бизнеса. Поскольку они обладают широким набором навыков, найти их довольно трудно. Благодаря очень высокому спросу на них, нанять такого специалиста на работу практически невозможно. Согласно отчету от McKinsey Global Institute о состоянии рынка анализа данных и бизнес-аналитики, в этом году в компаниях США откроется от 140 000 до 190 000 незаполненных вакансий для специалистов с глубокими познаниями в области анализа данных, а также 1,5 миллиона для менеджеров и аналитиков, умеющих использовать анализ крупных массивов данных для эффективных бизнес-решений. Кроме того, в отчете говорится, что около 4 миллионов профессий только в США требуют таких навыков для работы в современном мире массивов данных. Однако, как заявляют McKinsey, «если соединить количество людей, обладающих этими навыками, и новых выпускников, которые выйдут на трудовой рынок в 2018 году, в США окажется всего 2,5 миллиона таких специалистов. Таким образом, наблюдается прогнозируемая нехватка 1,5 миллиона менеджеров и аналитиков, умеющих работать с массивами данных».

 


На рынке труда наблюдается дефицит менеджеров и аналитиков, умеющих работать с массивами данных

 

При таком высоком спросе очень многие не против получить такую специальность. Поэтому с годами такие учебные программы становятся все популярнее. В 2017 году в колледже бизнеса Mendoza (университет Нотр-Дам) открылась двойная специальность MBA/MSBA. Это произошло благодаря просьбам студентов, преподавателей и выпускников. По словам Мэри Госс, бывшего директора магистерских бизнес-программ этой бизнес-школы, более половины студентов, поступивших в 2017 году на очную программу МВА, сообщили, что собираются так или иначе заниматься бизнес-аналитикой. В интервью для Poets&Quants она рассказала, что «студенты уже довольно давно сообщают о своей заинтересованности в этой сфере». Однако, как сообщил в интервью для Poets&Quants Пол Брэндано, руководящий директор открывшейся осенью 2017 года магистерской программы в области бизнес-аналитики на базе бизнес-школы Anderson (UCLA) несмотря на нескрываемый энтузиазм будущих выпускников, предложение все равно не успевает за спросом. По словам Брэндано, «на современный менеджмент сильно влияет растущий спрос на массивы данных, а также на результаты, которые можно от этих данных получить. На данный момент, предложение в виде квалифицированных выпускников абсолютно не соответствует спросу. Таким образом, выпускники с такими знаниями и навыками могут рассчитывать на хорошее трудоустройство». Далее Брэндано процитировал статью Harvard Business Review от 2012 года, в которой бизнес-аналитику назвали «самой сексуальной профессией ХХI века». Возможно, именно поэтому студенты готовы платить за обучение на таких программах не много, не мало 77 350 долларов – как, например, в бизнес-школе Sloan (Массачусетский институт технологий).

Многие (другие) разновидности бизнес-аналитики

Практически каждая бизнес-школа из списка топ-100 по версии Poets&Quants предлагает хотя бы углубленный курс бизнес-аналитики для студентов МВА. Даже те университеты, которых этот тренд, казалось бы, обошел стороной, потихоньку ему поддаются: например, бизнес-школа Ross (Мичиганский университет) в апреле объявила о новом курсе в области аналитики, а бизнес-школа Booth (Чикагский университет) собирается этим летом представить углубленный курс бизнес-аналитики для очных студентов МВА. Однако, для удовлетворения зашкаливающего спроса – как со стороны крупнейших корпораций, так и свежих стартапов – существуют и другие подходы, которыми могут воспользоваться студенты с хорошими знаниями математики, информационных технологий и физики, а также анализа данных и общего бизнеса. Один из таких подходов – сотрудничество между факультетами. Программа, предлагаемая Колумбийским университетом, создана на основе его бизнес-школы и инженерного факультета. В то же время бизнес-школа Booth, которая хоть и не предлагает соответствующей программы, пользуется услугами факультета социальных и профессиональных наук Чикагского университета. Благодаря их совместным усилиям студенты могут получить степень магистра бизнес-аналитики. Есть и программы, созданные благодаря сотрудничеству разных университетов: бизнес-школа Foster Вашингтонского университета позволяет студентам-магистрантам получить степень по бизнес-аналитике в другом университете, бизнес-школе Milgard (университет штата Вашингтон).

 

Конечно, здесь не обошлось и без влияния корпораций. Все топовые программы, посвященные бизнес-аналитике, как новые, так и утвердившиеся, создавались с помощью потенциальных работодателей. Здесь стоит отметить магистерскую программу в области бухгалтерского учета от компании KPMG, созданную при участии бизнес-школы университета Вилланова и бизнес-колледжа Fisher на базе университета штата Огайо. Обладатели бакалаврской степени могут получить здесь специальность в области анализа данных. Компания оплачивает обучение, жилье и питание лучшим студентам, которые позже смогут устроиться туда на работу. Компания-аудитор KPMG считает эту программу настолько выгодной, что распространила ее действие и на другие учебные заведения: бизнес-школу W.P. Carey университета штата Аризона, бизнес-школу Hankamer университета Бэйлор, бизнес-колледж Terry университета штата Джорджия, школу бухучета Patterson университета штата Миссисипи, бизнес-колледж Trulaske университета штата Миссури, школу бухучета Leventhal университета Южной Калифорнии, а также бизнес-колледж Pamplin на базе технологического факультета Виргинского университета.


Бизнес-аналитика:крупнейшийтрендMBA


Как и бизнес-школа Tepper, многие учебные заведения открыли онлайн-программы, например, бизнес-колледж Smeal на базе университета штата Пенсильвания. Здесь можно не только получить онлайн-сертификат, как в Гарварде, но и степень магистра анализа данных. Другие, например, бизнес-школа Booth Чикагского университета, применяют разветвленный подход, при этом не открывая специальной программы: студентов перенаправляют на другой факультет университета, где они могут научиться аналитике, а также на программу для руководителей, где они этой осенью смогут пройти трехдневный курс по массивам данных и анализу рынка стоимостью чуть менее 7000 долларов. В бизнес-школе Kenan-Flagler университета Северной Каролины тоже существует такой трехдневный курс.

 

Вопрос на двести тысяч долларов: является ли существование отдельных специальностей в области бизнес-аналитики, и вообще специализированных магистерских программ фактором снижения количества заявлений на программы МВА, которое происходит вот уже три года? На самом деле это лишь одна из многих возможных причин.

 

Решение не открывать специальность в области бизнес-аналитики в Уортонской бизнес-школе не означает, что университет сопротивляется современным трендам. На самом деле, по словам Эрика Брэдлоу, директора и сооснователя инициативы потребительской аналитики Уортона, это говорит об обратном: школа «ставит все на анализ данных. Мы решили, что это будет одной из наших основ. Наш декан предпочел не выбирать кратчайший путь, а идти той дорогой, которая соответствует нашему бренду. Бизнес-аналитика должна стать вровень с финансами, предпринимательством и маркетингом. Это не означает, что другие специальности менее важны, но аналитика так же важна, как и остальные».

 

Решение Уортонской бизнес-школы не открывать специализированную программу в области бизнес-аналитики было осознанным – так утверждает Брэдлоу, абсолютный сторонник бизнес-анализа. «Давайте подумаем о таких двух фактах. Согласны ли вы, что каждый год выпускается немалое количество обладателей степени МВА? Да. Учитывая количество программ в области бизнес-аналитики, у них тоже очень много выпускников».

 

«Однако компаниям нужно нечто другое, – продолжает Брэдлоу. – Им нужны специалисты в обеих областях. Им нужны люди, разбирающиеся как в бизнесе, так и в аналитике. Именно поэтому Уортон решил интегрировать этот курс в программу МВА. Так будет лучше. Нельзя утверждать, что у нас никогда не будет магистерской программы в области аналитики. Однако я считаю, что на данный момент Уортон выбрал правильный путь. Нам нужны бизнес-лидеры, умеющие проводить анализ данных. Такова наша позиция. Это полностью соответствует нашему бренду».

 

Тренд анализа данных – естественный для Уортона, учитывая, что в этой бизнес-школе есть собственный отдел статистики – привел к появлению в школе большого количества инноваций. Брэдлоу сообщает, что на данный момент преподаватели Уортона разработали от 30 до 40 новых курсов по аналитике, при этом от трети до половины преподавателей, по словам Брэдлоу, «хотя бы частично занимались анализом данных». Среди них – около 50 профессоров.

Из первых рук: Зачем нужна степень по бизнес-анализу?

Как выглядит растущий спрос с точки зрения создателей новых программ по бизнес-аналитике? В своем отчете о развитии этого тренда за последние два года Poets&Quants представили мнения нескольких деканов и директоров программ. В основном эти мнения совпадают.

 

«Мы начали этим заниматься, понимая, что очень скоро бизнес изменится, и все решения будут приниматься на основе анализа данных, – рассказывает Рэви Бапна, глава отдела бизнес-аналитики и информационных систем, а также директор аналитической лаборатории бизнес-школы Carlson в университете штата Миннесота. – Сейчас самое время следовать этому тренду – не только из-за популярности массивов данных, но и благодаря развитию компьютерных технологий и инструментов. Кажется, именно сейчас руководители высшего звена и лидеры поняли, что одной интуиции для ведения бизнеса маловато. Для новых идей и стратегий нужны цифры».

 

В колледже Бэбсон, где предлагают хорошо известную программу в области предпринимательства, бизнес-аналитика как курс в основном читается для профессионалов, у которых за плечами уже есть от трех до десяти лет опыта, которые уже показали, что способны продуктивно работать в области математики или технологий. «Мы принимаем только людей с как минимум трехлетним опытом работы, – рассказывает Уильям Лэм, бывший декан высшей школы бизнеса Olin, в интервью для Poets&Quants. – Думаю, в среднем к нам будут поступать студенты с опытом продолжительностью в десять лет. От руководителей мы знаем, что у них работают талантливые люди, которым не хватает навыков аналитики. Возможно, они занимаются статистикой, но не собственно аналитикой».

 

«Мы точно знаем, что работодатели не могут нанять столько новых кадров – ведь рынок труда слишком конкурентен. Поэтому им нужно отправлять на учебу собственных сотрудников, которые хотят продолжать работать и не против повышения. Это люди, которые хотят научиться аналитике и помогать компании принимать правильные решения, используя анализ данных».

 


Для развития новых идей и стратегий недостаточно интуиции - тут необходим анализ данных

 

Декан Ричард Филипс из бизнес-колледжа Robinson университета штата Джорджия, где прием на программу по бизнес-аналитике с осени 2014 года увеличился с трех студентов до более 50, рассказал, что «нам нужно, чтобы наши выпускники могли читать документы, выпущенные где-нибудь в Google докторами наук в области статистики, информатики и эконометрики. Нам нужно, чтобы наши студенты смогли понимать эти документы, осознавать их важность, объяснить, что эта методология не создается с помощью программы и предоставить компании результативное решение».

 

«Кроме того, мы строим стратегические отношения с бизнес-партнерами, которые приходят к нам с проблемами, касающимися информации и массивов данных – а мы проводим анализ во время проектов под названием Insight Sprints. Они длятся от восьми до десяти недель. Здесь студентам и преподавателям задают вопросы, а они отвечают на них в конце проекта. Студенты действуют так, как будто они уже работают на крупную компанию. Нужно доказать, что ты способен предоставить эффективное решение, иначе в следующий проект тебя уже не возьмут».

В остальном мире

Как выглядит картина бизнес-аналитики во всем остальном мире? Неоднородно. Большинство желающих получить такую специальность, по данным GMAC, приезжают из азиатских стран – чаще всего в США. Это неудивительно – ведь в крупных европейских школах вроде INSEAD или Лондонской бизнес-школы таких специальностей нет, хотя есть некоторые подвижки в этой области. Нет ее и в оксфордской бизнес-школе Said, кембриджской бизнес-школе Judge, бизнес-школе IESE или испанском Наваррском университете.

 

Однако, у желающих получить степень по бизнес-аналитике есть некоторый выбор. Например, бизнес-школа IE (Мадрид, Испания) предлагает десятимесячную очную программу магистра бизнес-аналитики и массивов данных, в которой обещают «научить будущих аналитиков предоставлять компаниям решения в области данных, проводя анализ и используя продвинутые методы для оптимизации принятия решений». Учебный курс, который читается в октябре и апреле, разделен на три семестра. Здесь сочетаются предметы из четырех сфер знаний и навыков, необходимых профессионалам в области анализа данных. Программа преподается на английском языке, но 90% ее студентов – иностранцы. В основном это европейцы. Всего здесь учатся представители 36 стран.


Бизнес-аналитика:крупнейшийтрендMBA


Кроме того, бизнес-школа HEC (Париж) предлагает программу магистра анализа данных в бизнесе, которую преподает совместно с Политехническим университетом. Программа направлена на три основные цели: научить студентов математическому моделированию, статистике, информационным технологиям и визуализации; дать студентам инструментарий для понимания новейших структур дистрибуции данных и вычисления массивов; а также обучить «менеджеров-аналитиков», способных «принимать стратегические решения в условиях постоянно меняющегося мира бизнеса».

 

Для желающих обучаться в Англии, Лондонский имперский колледж недавно объявил о создании собственной магистерской программы в области бизнес-аналитики. Она откроется в сентябре 2018 года.

Топ магистерских программ в области бизнес-аналитики по версии Poets&Quants

 

Рейтинг Poets&QuantsШколаПрограммаПродолжительностьСтоимость
2Гарвардская бизнес-школаBusiness Analytics Certificate9 месяцев$50,000.00
6Sloan (MIT)Business Analytics1 год$77,350.00
8Колумбийская бизнес-школаBusiness Analytics18 месяцев$46,464.00
12Fuqua (университет Дюк)Business Analytics10 месяцев$65,000.00
13Darden (Виргинский университет)Business Analytics12 месяцев$54,900.00
15Anderson (UCLA)Business Analytics13 месяцев$62,579.00
16Stern (Нью-йоркский университет)Business Analytics1 год$74,300.00
17Tepper (университет Карнеги-Меллон)Business Analytics (online)18 месяцев$62,500.00
18McCombs (Техасский университет в Остине)Business Analytics<1 годаОт 36,000 до $44,000
20Goizueta (университет Эмори)Business Analytics10 месяцев$58,000.00
21Kelley (университет штата Индиана)Business Analytics (online)18 месяцев (или до 5 лет) $39,000.00
24Mendoza (университет Нотр-Дам)Business Analytics1 год$57,100.00
26Marshall (Южнокаролинский университет)Business Analytics1 год (также заочно)$60,951.00
27Scheller (Технологический институт штата Джорджия)Analytics1 годОт $36,000 до $49,000
28Olin (Вашингтонский университет)Customer Analytics18 месяцев$77,740.00
29Broad (университет штата Мичиган)Business Analytics1 год$20,208.00
30Carey (университет штата Аризона)Business Analytics9 месяцев (онлайн: 16 месяцев)$43,296.00
31Carlson (Миннесотский университет)Business Analytics1 год (заочно: 3 года)$42,300.00
34Fisher (университет штата Огайо)Business Analytics10 месяцев$42,300.00
34Marriott (университет Бригема Янга)Information Systems Management12 месяцевNA
36Smeal (университет штата Пенсильвания)Professional Studies In Data Analytics (online)12 месяцев$27,900.00
37Simon (университет Рочестер)Marketing Analytics9-10 месяцев (заочно в среднем 3 1/2 года)$65,000.00
38Krannert (университет Пердью)Business Analytics & Information Management11 месяцевОт $29,000 до $46,000
39Merage (университет Ирвин)Business Analytics12 месяцевNA
40Smith (университет штата Мэриленд)Marketing Analytics9 месяцев$48,967.00
43Jindal (Техасский университет в Далласе)Business Analytics18 или 24 месяца$23,880.00
45Tippie (университет штата Айова)Business Analytics1-2 года$20,000.00
47Cox (Южный методистский университет)Business Analytics9 месяцев$65,000.00
48Fox (университет Темпл)Business Analytics1 год (очно); до 3 лет (заочно)$30,312.00
49Бизнес-школа RutgersInformation Technology & Analytics12 месяцев$17,544.00

 

ЗаписьнаконсультациипопоступлениювКиеве
blog comments powered by Disqus

Подписка на новости Subscribe


Запишитесь
на бесплатную консультацию!
Оставьте свои данные, и в течение 12 часов с Вами свяжется наш менеджер и согласует удобное для вас время консультации
X
Хотите получить
диплом MBA?
Оставьте свои данные и забирайте курс
книгу "10 шагов к MBA бесплатно"