MBA Strategy arrow Интервью MBA студентов arrow Джозеф Аун: роль и миссия высшего образования в этом новом мире

MBA

MBA (Master of Business Administration) – квалификационная степень в менеджменте (управлении). Зачастую аббревиатура используется для обозначения не степени, а самих программ обучения для получения степени. Квалификация MBA подразумевает способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена. Обычно период обучения по программе MBA занимает от одного до двух лет. Степень МВА, полученная в одной из топ бизнес-школ мира, – это «ключ» к карьере топ-менеджера в известнейших мировых корпорациях и возможность полностью раскрыть свой потенциал как менеджера! Подробнее >>

Джозеф Аун: роль и миссия высшего образования в этом новом мире


Специалисты из MBA Strategy побывали на Южном Саммите (South Summit) 2018 в рамках образовательной конференции EnLighted, организованной IE Business School и компанией Telefonica, где рассматривались вопросы развития технологий и влияние на высшее образование. Подробнее об этом в интервью с профессором Джозефом Ауном.

Джозеф Аун: Вы наверняка обратили внимание, что на этой конференции много говорилось о влиянии искусственного интеллекта на занятость населения. Вы также, наверное, слышали о разных исследованиях, в которых прогнозируется, что до 50% ныне существующих рабочих мест вскоре исчезнет. Это касается работников не только физического, но и умственного труда. Для искусственного интеллекта такие различия несущественны. Эксперты пока не пришли к единому мнению: кто-то говорит, что исчезнет 50% рабочих мест, кто-то – что 40% или 30%. Тем не менее, последствия будут очень серьезными. По прогнозам Всемирного банка, в странах с переходной экономикой за следующие 20 лет исчезнет до 70% рабочих мест.

 

Мы не знаем, достаточно ли появится новых рабочих мест, чтобы компенсировать исчезновение старых. Эти изменения неизбежно повлияют на общество, на борьбу за равноправие и т.д.

Меня интересует роль и миссия высшего образования в этом новом мире. На самом деле обязанности и миссия высшего образования довольно просты. Задача учителей, преподавателей и всех, кто отвечает за образование, – защитить людей от последствий распространения робототехники. Именно этой теме посвящена моя книга. Что это значит?


Это значит, что мы должны сделать так, чтобы развитие робототехники и технологий искусственного интеллекта не повлияло на нас.

Прежде всего, я считаю, что всем нужно изучать науку о человеке. Этот термин еще не вошел в обиход повсеместно, поэтому я объясню, что он значит. Эта наука объединяет в себе три компетенции: технологическую, информационную и человеческую. Давайте разберемся.

Технологическая компетенция – это умение работать с компьютерами и другой техникой, понимать, как они функционируют, и взаимодействовать с ними. Информационная компетенция – это умение ориентироваться в океане информации, которую постоянно производят компьютерные технологи. Наконец, человеческая компетенция – это уникальные знания и умения, присущие людям, но не машинам.

В отличие от машины, человек способен анализировать и сопоставлять бесконечное множество контекстов. Это именно тот общий подход, который я продвигаю. Нужно сконцентрироваться на том, что могут люди – и чего не могут машины. Если мы будем соревноваться с машинами, мы проиграем. Если машины станут соревноваться с нами на наших условиях, проиграют они. Уникальность человека – то, что я называю человеческой компетенцией – заключается в том, что мы способны переносить наши знания и опыт из одного контекста в другой. Машины на это не способны – по крайней мере, они не смогут это делать еще очень долго.

Чтобы оградить себя от последствий развития робототехники, нужно приложить немало усилий. Нужно развивать человеческие компетенции с помощью эмпирических методов обучения, но нельзя на этом останавливаться. Со временем эффективность работы машин будет только возрастать. Будет исчезать все больше рабочих мест, вместо них появятся новые, и рано или поздно придет время, когда каждый из нас морально устареет. Чтобы обезопасить себя, нужно учиться всю жизнь. Современное высшее образование – по крайней мере, в США – еще не пришло к этому. Образование на протяжении жизни все еще не считается приоритетным. В США 76% учащихся – т.е. подавляющее большинство – должны будут учиться всю жизнь. Получается, что система образования игнорирует потребность, которую необходимо удовлетворить. Это рискованно. Если образование будет и дальше игнорировать эту потребность, с ним случится то же самое, что случилось с железнодорожной промышленностью в США и других странах. На ранней стадии развития авиации железнодорожная промышленность никак не отреагировала на появление конкурента, поскольку не смогла представить себе последствия в масштабах всей транспортной отрасли.


Обучение на протяжении всей жизни должно стать неотъемлемой частью системы образования, поскольку в этом есть насущная потребность.

Однако для этого нам нужно выработать принципиально новый подход к образованию. У людей нет времени возвращаться в колледж или университет. Им нужны не курсы, а персонализированные программы по требованию. Причем эти программы должны быть доступны в любом месте в любое время. В то же время работодателям нужны конкретные результаты. Поэтому вузам придется посмотреть на ситуацию трезво и самокритично. Недостаточно просто разработать новые курсы и надеяться, что это удовлетворит потребность, – нужно поговорить с работодателями и учащимися, узнать, что им нужно, а затем создать программы, построенные иначе, чем магистерские и докторские. Основной упор следует делать на сертификаты, подтверждающие получение конкретных навыков. Образование должно стать более гибким и разносторонним.

Иными словами, в будущем не вы должны будете идти в университет, а университет должен прийти к вам. Онлайн-образованием здесь не обойтись. У людей должна быть возможность учиться в своей компании, в своем городе, где угодно. Так появятся университетские комплексы со множеством локаций по всему миру.

На самом деле все очень просто. Чтобы обезопасить себя от последствий развития робототехники, нужно учиться всю жизнь. Начинать нужно как можно раньше и никогда не останавливаться. Именно в этом отношении система высшего образования может отыграть крайне важную роль и помочь обществу приспособиться к новой эпохе искусственного интеллекта. Благодарю за внимание.

 

На самом деле в США уже есть рестораны, где роботы готовят еду и подают ее. Я не хочу прогнозировать, какие рабочие места исчезнут, а какие – нет. Меня больше интересуют уникальные качества, присущие только людям. Как я уже говорил, нас отличает способность вводить новшества, творить, быть предприимчивым, общаться с людьми, любить, сопереживать – в своей книге я делал особый упор на умение сопереживать – и понимать других людей. Например, если какой-нибудь регион пострадал от цунами, мы способны организоваться и помочь потерпевшим – компьютер на это не способен. Что касается трудоустройства, то – вот вы, Луис, работаете советником по вопросам политики. Почему местной партии понадобились ваши услуги? Ответ прост: потому что вы можете поделиться с ними своими выводами, к которым компьютер просто не смог бы прийти. В этом и заключается ценность человеческих качеств, о которых я уже говорил.

ЗаписьнаконсультациипопоступлениювКиеве
blog comments powered by Disqus

Подписка на новости Subscribe


Запишитесь
на бесплатную консультацию!
Оставьте свои данные, и в течение 12 часов с Вами свяжется наш менеджер и согласует удобное для вас время консультации
X
Хотите получить
диплом MBA?
Оставьте свои данные и забирайте курс
книгу "10 шагов к MBA бесплатно"