Поздравляем!
Вы обнаружили секретное место на сайте.
Получите любую из ниже перечисленных услуг абсолютно бесплатно!
Присоединяйтесь к нам
Контактный телефон:
Инновационные подходы к обучению в университетах Европы
В последнее время в заинтересованных кругах растет обеспокоенность по поводу того, способны ли университеты дать студентам нужные навыки и компетенции, которые позволят им добиться успеха в цифровую эпоху. Студенты хотят получить больше отдачи от своих денег: к моменту выпуска они надеются быть готовы к выходу в большой мир и обладать всем необходимым для того, чтобы выдержать жесткую конкуренцию
Поэтому в современном мире многие университеты и школы стремятся стать новаторами – сейчас это слово популярно в сфере образования – и ищут новые способы заинтересовать студентов и научить их мыслить. Но что на самом деле значит «быть новатором», и какие способы введения инноваций можно считать самыми лучшими?
Недавно Ассоциация университетов Европы (European University Association - EUA) опубликовала новый доклад, в котором исследуются примеры инновационных методов, применяемых в европейских университетах для решения вышеописанных проблем.
Ниже приведены наиболее примечательные моменты из доклада, где рассказывается об успешном опыте внедрения инновационных практик развития студентов, которые удовлетворяют потребности современных и будущих отраслей экономики.
Внедрение междисциплинарных подходов
Многие университеты переходят к междисциплинарным методам обучения. В реальном мире разные сферы постоянно соприкасаются и пересекаются, поэтому придерживаться одной дисциплины невыгодно: этот метод очень быстро устаревает.
Согласно докладу, «ведущие ученые и новаторы подчеркивают важность междисциплинарных подходов к определению и решению проблем, связанных с образованием. Они настаивают, что междисциплинарные подходы необходимо внедрять в учебные планы и методы преподавания».
Многим студентам нравятся новые, более гибкие учебные программы, но высшим учебным заведениям, в которых доминируют традиционные методы, трудно свыкнуться с мыслью о необходимости использования междисциплинарных подходов.
Как указано в докладе, «в Париже возможность учиться по более гибкой программе привлекла в Сорбонну больше студентов, и они лучше мотивированы. В Мюнхенском техническом университете в учебный план по инженерии добавили социальные и гуманитарные науки, а также начали популяризировать цифровые и предпринимательские навыки на всех факультетах».
Проектное обучение
Хорошо известно, что в будущем мы столкнемся с серьезными социальными, технологическими и экономическими вызовами, поскольку темпы развития в дальнейшем будут только ускоряться. Студентам нужна надлежащая подготовка, чтобы они смогли справиться с этими вызовами и приспособиться к грядущим изменениям.
В нескольких вузах, о которых идет речь в докладе Ассоциации университетов Европы, «считается, что чтобы стимулировать инновации в ХХI веке, нужно помочь студентам и молодым ученым стать «архитекторами будущего» – новаторами, способными в корне переосмыслить проблемы и приспособиться к революционным новаторским решениям».
Один из способов добиться этого – популяризировать обучение на основе проектов: «в каждом университете, упомянутом в этом исследовании, все больше внимания уделяется проектному обучению как ключевому элементу учебных программ и методики преподавания».
Изучаемую теорию крайне важно привязывать к решению реальных проблем, с которыми сталкиваются компании в регионе |
«Эти проблемы решаются студентами из междисциплинарных групп, которые обучаются на разных специальностях, иногда под руководством преподавателей и приглашенных специалистов. Даже если обучение проходит с использованием более традиционных методик, работа над проектами воспринимается как основа, позволяющая студентам стать новаторами в будущем».
Например, в Варшавском университете факультет физики организовывает конкурсные проекты, которые помогают раскрыть творческий потенциал студентов и совершенствовать их навыки самостоятельного решения проблем. В рамках проекта студенты должны найти проблему и самостоятельно решить ее при поддержке наставника.
Независимо от того, что изучает студент, ему необходимы навыки вроде критического мышления, которые помогут ему справиться с трудностями в будущем.
Продвижение предпринимательских навыков
Согласно докладу, «в восьми из девяти университетов, упоминающихся в исследовании, студенты собираются в междисциплинарные команды для работы над специальными проектами или участия в соревнованиях, где требуется решать реальные проблемы в сжатые сроки».
Все университеты прилагают согласованные усилия для обучения студентов предпринимательскому способу мышления с помощью дополнительных модулей, специальных проектов или наставничества. Раньше предпринимательским навыкам обучали преимущественно студентов бизнес-школ – теперь они стали частью программы во многих других сферах.
Самоорганизация, работа в команде, проекты и активное участие в процессе обучения – залог успеха будущих выпускников в качестве новаторов |
Например, финский Университет Аалто предоставляет возможность всем студентам и преподавателям получить опыт предпринимательского мышления и действий.
Как объясняется в докладе, «руководство университета полагает, что вмешиваться в учебный процесс нужно в меру, и следует создать благоприятную междисциплинарную среду, где студенты смогут познакомиться с коллегами, изучающими другие дисциплины, в рамках учебных программ и студенческих инициатив».
«Учебный процесс предполагает много командной работы и взаимного обучения с упором на решение реальных проблем в ходе выполнения проектов для компаний и стажировки, во время изучения реальных случаев из жизни на занятиях или на лекциях приглашенных партнеров-представителей корпораций».
Одной из таких инициатив является всемирно известный проект Design Factory, который объединяет исследовательскую программу студенческого предпринимательства с платформой совместного творчества университета и бизнеса.
Подход Университета Аалто заключается в том, чтобы решить «проблему подготовки студентов к неизвестному будущему, к решению проблем, которые в дальнейшем будут становиться все сложнее. В современном мире нужно не только обучать студентов конкретной специальности, но и предоставить им возможность получить опыт, который подготовит их к совместному творчеству».
«Чем больше они будут понимать и уважать экспертов из других областей, чем лучше научатся работать с проблемами широкого спектра, тем легче им будет трудоустроиться после выпуска. С правильным отношением – любопытством, жаждой знаний, предпринимательской жилкой – выпускники смогут приспособиться к новым условиям будущего и смогут сами повлиять на эти условия».
Другие вузы могут последовать примеру этих инновационных университетов, которые готовят своих студентов к успеху в будущем.