Поздравляем!
Вы обнаружили секретное место на сайте.
Получите любую из ниже перечисленных услуг абсолютно бесплатно!
Присоединяйтесь к нам
Контактный телефон:
MBA
MBA (Master of Business Administration) – квалификационная степень в менеджменте (управлении). Зачастую аббревиатура используется для обозначения не степени, а самих программ обучения для получения степени. Квалификация MBA подразумевает способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена. Обычно период обучения по программе MBA занимает от одного до двух лет. Степень МВА, полученная в одной из топ бизнес-школ мира, – это «ключ» к карьере топ-менеджера в известнейших мировых корпорациях и возможность полностью раскрыть свой потенциал как менеджера! Подробнее >>
Путь бизнес-образования
Ни одна из форм образования так не коммерциализирована, как бизнес образование. Но каждый год деканы бизнес-школ вынуждены думать о росте конкуренции, а также множестве проблем связанных с продвижением их программ. И самое важное в этом процессе – понять в каком направлении идет рынок бизнес-образования.
Количество поданных документов в бизнес-школы уменьшилось в этом году, например, в Американских школах, где было рождено бизнес-образование и где присуждается около 85% всех степеней MBA. Kenneth Dunn, декан Carnegie Mellon's Tepper School of Business, говорит что этот показатель уменьшился, как минимум на 30% и так практически во всех школах.
Неужели пахнет бедой? Но только не для таких школ как Carnegie Mellon's Tepper School of Business, которая оказывает гораздо большому количеству аппликантов чем она принимает. Количество поданных документов это величина обратно пропорциональная, оно как правило, растет когда ощущается недостаток работы для менеджеров высшего звена, и уменьшается когда таких предложений много. В этом году уменьшение, это знак текущего экономического роста, в противоположность 40% росту количества поданных документов, который наблюдался два года назад, когда были большие проблемы на рынке труда менеджеров.
Но в последнее время, бизнес школы в условиях глобальной конкуренции слышат все больше упреков в и критики относительно качества их работы.
Paul Friga из Indiana University, один из авторов работы под названием «будущее бизнес-школ», замечает: «динамик спроса на высшее образование изменилась за последние десятки лет с 14% в 1971 дол 21% в 2001, в то время как спрос на бизнес образование (БО) рос с 11% до 25% в год». Это явные пример диспропорции. Только американские университеты выпускают в год около 100.000 обладателей степени MBA. И что самое интересное, что сейчас БО процветает в тех частях земного шара, где еще четверть века назад не было даже намека на такой рост.
Кроме того, за последние 10 лет американские бизнес-школы стали одним из 50 крупнейших экспортеров США. Китай сейчас имеет около 21 MBA программы, которые были учреждены с помощью американских партнеров, а другие 40 бизнес-школ администрируются китайскими университетами самостоятельно.
В Украине, России, а также странах центральной Европы, появилось около 1000 новых бизнес-программ с начала 1990.
Так чем же вызван этот бум?
В Америка, сравнительно мало рабочих мест для менеджеров среднего уровня, коими являются большинство MBA. Ответ состоит в том что люди получают степень наперед, рассчитывая на дополнительны будущие выгоды. Бизнес-школы продают себя как студентам, как один из способов увеличить их доходы в несколько раз. Jeffrey Pfeffer, из бизнес-школы Stanford, предлагает свою критическую точку зрения на этот вопрос и говорит что, основное предложение бизнес-школ можно сформулировать как «улучшение карьерных возможностей, измеряемое значительным приростом ЗП».
Диверсифицируйся и расти
Несмотря на всю активность рынка, для БО возможно, full-time MBA программы уже не являются главным фактором роста. Во всех даже самых маленьких бизнес-программах, этот источник дохода перестал быть доминирующим еще в начале 1990х и полностью сошел на нет к концу 90х.
В ответ, бизнес-школы нашли много различных путей дополнить свой основной бизнес. Хотя многие из этих начинаний сейчас могут оказаться под угрозой по различным причинам.
15 лет назад школы запустили программы для руководителей executive MBA, предложив новые «корпоративные условия» для компаний, делая акцент на том, что такие программы могут быть хорошим инструментом получения конкурентных преимуществ в плане развития персонала компании. В то время как студенты обычно сами финансируют full-time программы, компании вкладывает деньги преимущественно в EMBA.
Однако работодатели стали умнее и теперь очень трепетно относятся к отправке своих людей на учебу. Они бояться того что после получения такой степени, студент может решить изменить свою карьеру.
Цифры этого года показывают что количество заявок на executive MBA на 15-20% ниже чем в 2003. В этом году более популярны становятся вечерние программы а также part-time MBA, которые часто сочетаются с дистанционным обучением, позволяющие студентам заниматься не присутствуя на территории кампуса. Более 48 школ в США сейчас предлагают он-лайн программы MBA, среди наиболее известных в этой области universities of Phoenix and Webster с 4000 и 7000 тысячами студентов в год, соответственно на full- and part-time MBA. Кроме того в США сейчас гораздо больше вечерних программы нежели full-time.
Другим важным каналом пополнения бюджетов школ стали иностранные студенты. Так в американских программах их число составляет около 20-30% класса. В топовых Европейских школах, пропорция между студентами представляющих национальную группу, а также иностранных студентов, еще более впечатляет. В бизнес школе IESE в Барселоне, например, испанские студенты составляют около 20% из общего числа студентов класса. Однако стоит отметить, что сейчас ситуация для американских школ не лучшая, из-за проблем с визами.
Компания MBA-Strategy |
Готовитесь к поступлению в топовые бизнес-школы? Нужна помощь в подготовке документов, GMAT, TOEFL ? Мы поможем! Пишите apply@mbastrategy.com.ua |
Например в бизнес-школе Tepper количество студентов с других стран уменьшилось с 36% до 25%.
Доходный или полезный?
Наибольшее количество дохода генерируется за счет бизнес-курсов для руководителей - коротких курсов, которые, как правило, не ведут к получению степени, однако предполагают тренинги для менеджеров среднего звена компании. Такие курсы сейчас становятся все более популярными и формируют около 50% дохода бизнес школ. Некоторые школы – MIT и Stanford, предлагают очень мало такого executive образования, в то время как Columbia, New York, INSEAD,IMD гораздо больше. Harvard Business School не предлагает part-time или executive образования вообще.
Основная проблема в executive образованием – это то, что такие программы отвлекают факультеты от их основной задачи – обучения MBA и проведения научных исследований. Кроме того, такие услуги находят конкуренцию в лице крупных консалтинговых копаний, частных учебных заведений, а также персональных тренеров.
Однако не только executive образования испытывает такую жесткую конкуренцию. В скором времени рынок MBA программ станет еще более поляризированым. На одном полюсе будут элитные школы, неистово сражающиеся за места в различных рейтингах, а на другом такие дистанционные программы, которые предоставляет Universities of Phoenix и Webster, с более современными требованиями относительно поступления, а также минимум затрат на дорогостоящие научные исследования. Школы между двумя полюсами – те, которых можно отнести к бизнес-школам при различных американских университетах, которые будут использовать свои бизнес программы как денежную корову собирая при этом немного сливок в плане самых высокой оплаты за обучение.
Продолжение следует.
По материалам Economist.