Поздравляем!
Вы обнаружили секретное место на сайте.
Получите любую из ниже перечисленных услуг абсолютно бесплатно!
Присоединяйтесь к нам
Контактный телефон:
Большие надежды
Молодые менеджеры с дипломами MBA переоценивают себя. Тридцатилетний менеджер чувствует в себе силы, чтобы управлять предприятием с тысячами рабочих, и теряет интерес к разговору, если ему предлагают должность с окладом меньше $120 000 в год. Подобные амбиции вызывают у работодателей и хедхантеров лишь усмешку и раздражение.
Самооценка зашкаливает.
"Люди толковые, но неадекватные", - говорит Игорь Беккер, председатель совета директоров Объединенной плитной группы, о подобных молодых управленцах. Возглавляемая им компания нуждается в просвещенных, хорошо образованных менеджерах и за последние три года наняла 10 дорогостоящих молодых управленцев. Но отдача от найма этих людей ниже, чем ожидало руководство компании.
"Например, один из таких менеджеров, руководитель подразделения, хороший инженер, но отказывается решать управленческие вопросы. При этом он получает зарплату топ-менеджера, - говорит Беккер. - Эти ребята поработали в западных компаниях, получили хорошее образование и достаточно высоко себя ценят, но в конкретных ситуациях они еще не готовы нести ответственность".
По мнению Беккера, в западных компаниях менеджеры даже высокого уровня - часто лишь операционисты в уже отлаженных процессах, а в России многие процессы еще только нужно отладить. За это работодатели готовы платить высокие зарплаты, а вот услуги операционистов здесь оплачиваются гораздо ниже. По словам Беккера, менеджерам, занимающим позиции уровня руководителей технических и коммерческих подразделений, следовало бы платить $2500 - 3000 в месяц ($30 000 - 36 000 в год) , однако наиболее амбициозные из них требуют и добиваются зарплаты около $5000 - 6000 в месяц ($60 000 - 72 000 в год).
Необоснованные амбиции молодых выпускников бизнес-школ действуют на нервы руководителям компаний, взвинчивают цены на рынке труда, а иногда и девальвируют ценность диплома MBA в глазах работодателей.
По словам многих руководителей и хедхантеров, часто выпускники бизнес-школ не понимают, что для того, чтобы управлять крупным предприятием, диплома бизнес-школы недостаточно. "Прочесть про 10 000 ситуаций на курсе MBA - это не то же самое, что пережить 10 000 ситуаций, - говорит глава российского представительства компании Oracle Борис Щербаков. - Ну не может человек быть председателем правления банка в 25 лет. И в 30 лет нельзя делать человека главой крупного холдинга. У этих людей нет жизненной практики".
Как рассказал управляющий директор московского представительства Egon Zehnder International Станислав Киселев, запросы менеджеров резко возрастают, если их приглашают на работу в богатые, например нефтяные, металлургические, компании. "Люди начинают мыслить не как наемные менеджеры, а как собственники, - говорит Киселев. - Если компания богатая, то и зарплата должна быть больше, чем в других местах". Мнение хедхантера подтверждает директор по персоналу нефтяной компании "ЮКОС" Сергей Горьков. "Мы уже к этому привыкли, - говорит он. - Не только кандидаты просят больше денег, но и любые услуги для нефтяных компаний стоят значительно дороже". По его словам, он не раз сталкивался с ситуацией, когда приходит человек, просит "поднебесную" зарплату и говорит: "У меня же - MBA".
По образу и подобию.
Бизнес-образование - серьезная инвестиция. Обучение в хорошей западной бизнес-школе стоит в среднем $50 000 - 70 000. Кроме того, нужно тратить деньги на проживание за границей, а совмещать учебу с работой не удается, особенно в первый год обучения. Человек, потративший силы, время и деньги, хочет получить максимальную отдачу в минимальные сроки. Отсюда и высокие амбиции, которые немало подогреваются самими бизнес-школами, анонсирующими данные о высоких зарплатах своих выпускников.
По последнему рейтингу бизнес-школ, опубликованному в Financial Times, средняя зарплата выпускников ведущих американских бизнес-школ, таких как Wharton и Harvard Business School, - $169 000 - 175 000 в год. Согласно тому же рейтингу, выпускники европейской школы INSEAD могут рассчитывать на $133 000 - 134 000. Российские выпускники престижных бизнес-школ не могут не ориентироваться на эти данные при поиске работы. Но, как замечает Сергей Сердюков, глава хедхантингового агентства Korn/Ferry Management, средние зарплаты в США и Европе не такие, как в России. Кроме того, эти данные о зарплате сродни "средней температуре по больнице", считает Сергей Мартьянов, управляющий партнер агентства по подбору руководящего персонала "Росэксперт". К примеру, неопытные молодые менеджеры - это лишь часть учащихся бизнес-школ. Кроме них там учатся менеджеры, зарплата которых и до поступления превышала $150 000 - 200 000. "По окончании бизнес-школы такие люди могут получать и $300 000, - говорит Сергей Мартьянов. - Если же взять лишь данные по молодым студентам, то их средняя зарплата не будет превышать $100 000 - 120 000".
Российских студентов бизнес-школ это не смущает. Сергей Мартьянов рассказал об одном кандидате, который еще не закончил учебу, но уже хочет найти в Москве такую работу, чтобы приезжать сюда на четыре дня в неделю и получать за урезанную рабочую неделю $72 000 - 78 000 в год.
Что ценнее MBA или опыт?
В России сам по себе диплом MBA не гарантирует высокую зарплату. "Мы скорее будем выращивать своих менеджеров, чем брать таких дорогих со стороны, - говорит Борис Щербаков из Oracle. - У руководства нашей компании четкая установка: MBA не стоит ничего. Дорого стоит лишь человеческий опыт".
По словам Игоря Беккера, из 10 молодых дипломированных дорого оценивающих себя управленцев в Объединенной плитной группе осталось лишь двое действительно ценных для компании людей. По словам Сергея Горькова, в "ЮКОСе" также прохладно относятся к нескромным обладателям престижных дипломов. "Тех, что имеют MBA, но ничего практически не умеют и при этом просят зарплату по американским стандартам - $80 000 - 100 000 в год, мы на работу не берем, - говорит Горьков.
Но региональный представитель Профессиональной ассоциации русскоговорящих выпускников ведущих бизнес-школ ( "КлуМБА") , коммерческий директор компании Golden Telecom Сергей Лихарев обращает внимание на то, что российские менеджеры - выпускники престижных бизнес-школ - это, как правило, люди, которые до учебы приобрели управленческий опыт. Таких менеджеров немного, и они по возвращении в Россию обычно достаточно легко занимают высокие позиции и получают зарплаты, сопоставимые с западными. "Я сам - далеко не единственный пример", - говорит Лихарев.
И все же, как утверждают хедхантеры, если человек с завышенными требованиями будет упорствовать и держать планку на том же уровне, мыкаясь несколько месяцев без работы (так бывает, например, с людьми, у которых есть для поддержания существования свой небольшой бизнес) , то с каждым месяцем у него все меньше шансов найти хорошую работу.
"Если ко мне придет кандидат, который в прошлом году летом получил MBA и еще не устроился, то я сомневаюсь, что буду с ним работать, - говорит Александр Забузов, глава московского офиса Nicholson International. - Это выглядит так, что человек не то чтобы не может, но уже не хочет найти работу".
Тем не менее, по словам того же Забузова, выпускники приличных иностранных бизнес-школ могут и должны рассчитывать на доход не меньше $3000 - 4000 в месяц. Как рассказал Борис Щербаков, ему лично известны несколько человек, которые сравнительно недавно получили солидное западное бизнес-образование, вернулись в Россию и теперь получают на позициях руководителей отделов маркетинга около $50 000 в год. И по их мнению, это вполне нормальная зарплата.
Источник: статья взята из газеты Ведомости, которая бла опублиована на сайте smba.ru