MBA Strategy

Магистерская подготовка – требование времени


На вопросы отвечает директор Центра бизнес-образования Московской финансово-промышленной академии Ольга Ильина. Длительность магистреских программ, магистратура в области менеджмента или МВА, соискатели магистратуры, трудоустройство выпускников магистерских программ, перспективы такого образования - обо всем об этом и идет речь в данной статье.


В чем основное отличие специализированной двухлетней магистерской подготовки от второго высшего образования?


Прежде всего, магистратура предполагает углубленную фундаментальную и специализированную подготовку. Большое внимание уделяется авторским курсам преподавателей, связи обучения с практикой, использованию в процессе обучения интерактивных методов работы – ролевых игр, решения проблемных ситуаций. В то время как содержание второго высшего образования жестко закреплено стандартами первого высшего образования, в результате чего слушатель изучает большое количество дисциплин общего профиля (математика, информатика и пр.). Отличие состоит и в длительности обучения. Длительность специализированной магистерской подготовки два года, а обучение на втором высшем образовании требует 3,5 лет.


Чем магистерская программа по направлению “Менеджмент” отличается от программы MBA?


Этот вопрос волнует всех слушателей, которые поступают на наши программы. Общая длительность лекций и семинарских занятий по дисциплинам специализированной магистерской программы по направлению “Менеджмент” и программе МВА сопоставимы и составляют более 1000 аудиторных часов. Основное различие состоит в следующем.

Программа МВА носит практический характер и рассчитана на специалистов, которые планируют усовершенствовать качества руководителя, навыки делового администрирования и претендуют на карьерное продвижение. Магистерская программа по менеджменту ориентирована на тех руководителей и специалистов, которые хотят совершенствовать свои компетенции в избранной области или продвинуться по карьерной лестнице на руководящую должность, требующую больших специализированных знаний. Магистерская программа характеризуется системностью и глубиной подачи информации. Занятия, так же как в случае МВА, носят практический характер. Большое внимание уделяется формированию умения принимать решения в условиях неопределенности, прогнозировать возможные ситуации развития бизнеса, оперировать большим объемом специализированной информации в процессе управления.

Различаются и дипломы, которые получают слушатели программ. Наш выпускник, оканчивая магистратуру по направлению “Менеджмент”, получает диплом о высшем образовании с присвоением степени магистра менеджмента. После программы МВА выпускник имеет на руках диплом о дополнительном к высшему образовании.


Раньше второе высшее образование можно было получить за три года, теперь специализированная магистерская подготовка как полноценная форма второго образования предполагает двухгодичную программу. С чем это связано?


Это связано с набором дисциплин. Учебный план второго высшего образования регулируется стандартами первого высшего и фактически повторяет набор дисциплин. Среди них много общих дисциплин, таких как история, философия и др. Магистерские программы имеют специализированный уклон и более ориентированы на проблематику, современные подходы, инновации в различных областях знания. Например, пройдя обучение на двухлетней специализированной магистерской программе по направлению “Менеджмент”, слушатель научается анализировать деловые ситуации, оценивать тенденции развития процессов в организации, прослеживать причинно-следственную связь событий с целью принятия оптимального решения, структурировать потоки информации, выделяя наиболее важные из них, эффективно подходить к управлению организацией в целом.


Кто идет учиться на магистра менеджмента? Можно ли описать типичный портрет Ваших студентов?


На магистра менеджмента идут учиться специалисты и руководители, которые хотят обновить свои знания в области менеджмента и экономики; те, кто хочет достигнуть большего в своей работе, в деятельности компании, но им не хватает для этого умений и навыков, знания современных подходов; желающие подняться по карьерной лестнице.

Попытаемся описать типичный портрет нашего магистра:
- Средний возраст – 37 лет
- По характеру – амбициозный, хорошо представляющий себе цель обучения и результаты, которых он хочет добиться, уверенный в себе, настроенный на обучение
- У нас учатся 61% руководителей, 39% специалистов
- Среди магистров 59% мужчин, 41% женщин


Какие дисциплины слушают магистры? Участвуют ли они в практических проектах?


В первый год магистры изучают фундаментальные дисциплины по общему и стратегическому менеджменту, управлению проектами, маркетингу, экономике, финансовому менеджменту, информационному менеджменту и др. На второй год наступает время специализации и здесь набор дисциплин зависит от выбранной специализации. У нас их семь: "Маркетинг", "Общий и стратегический менеджмент", "Финансовый менеджмент", "Управление проектами", "Управление человеческими ресурсами", "Информационный менеджмент", "Менеджмент в спорте".

Магистры обязательно участвуют в практических проектах при стажировках, написании магистерской диссертации. Именно в процессе написания происходит заключительная систематизация знаний, полученных при обучении, и их практическая апробация. Как правило, при написании диссертации магистры рассматривают реальную проблему, существующую в их организации, и наряду с защитой работы применяют полученные при обучении знания на практике – решая или минимизируя проблему, разрабатывая новые подходы к управлению процессами, применяя моделирование и информатизацию к деятельности собственной компании или отдела. В результате были случаи, когда наряду с написанием магистерской диссертации слушатель повышал эффективность деятельности своей организации, внедряя полученные при написании работы результаты.


Считаете ли Вы, что проблема разрыва между академическими программами и требованиями работодателей, о которой так много говорят в последнее время, действительно существует? Что делается для того, чтобы ее преодолеть?

Такая проблема периодически возникает. С чем она связана?

Во-первых, на каждом предприятии существует своя специфика, и на нее постоянно влияют различные факторы внешней среды. Учесть при обучении многообразие, многокритериальность, изменчивость внешнего мира невозможно. Поэтому зачастую не оправдывает себя работа во время обучения с кейсами (проблемными ситуациями). Вы можете разобрать на занятиях 200 случаев, а в жизни столкнетесь с двести первым. Однако при работе с кейсам вы обучаете слушателей думать, искать выходы, применять инновационные подходы. Для повышения эффективности обучения надо уделять больше внимания таким предметам, как "Принятие управленческих решений", "Управление рисками", "Стратегическое управление".

Во-вторых, сами работодатели не всегда могут четко обозначить свои требования к должности, организации. Решение этой проблемы состоит в более тесном взаимодействии вуза с организацией в плане консалтинговой помощи при кадровом аудите, организационной диагностике, разработке конкретных учебных программ под заказчика. В российских вузах есть опыт единовременного корпоративного обучения на магистерских программах группы сотрудников из одной копании. Такой опыт есть и в нашей академии.

В-третьих, при обучении надо больше внимания уделять последним достижениям науки, постоянно использовать практику в процессе обучения.

 

Помогает ли магистратура в трудоустройстве выпускников? Следите ли Вы за карьерой своих бывших студентов?


Наличие степени магистра очень важно при трудоустройстве и карьерном продвижении. Как правило, уже по окончании первого года обучения ряд магистров меняют свое место работы, переходя на более высокие позиции или на должности с более высоким окладом. Мы следим за карьерой своих выпускников и пытаемся оказывать им при необходимости помощь в трудоустройстве.

По материалам 2edu.ru

blog comments powered by Disqus

Подписка на новости Subscribe


Запишитесь
на бесплатную консультацию!
Оставьте свои данные, и в течение 12 часов с Вами свяжется наш менеджер и согласует удобное для вас время консультации