MBA Strategy

Application эссе. Пишите, Шура, пишите!


Для поступления высокий результат GMAT и TOEFL  - это лишь необходимая составляющая поступления, но отнюдь не гарантия. С приличным средним баллом, резюме и рекомендациями ситуация примерно такая же. Представьте тысячи человек, которые хотят поступить в бизнес-школу. Каждый или каждая из них считает себя человеком уникальным, заслуживающим MBA. Проверить, так ли это, легко (по крайней мере, для принимающей комиссии) – достаточно прочитать их эссе.


Итак, эссе – это написанное по определенным правилам «сочинение» на заданную тему.

Обычно, для каждой школы необходимо написать от 3 до 5 эссе.

Основные типы эссе:

• Легкие: Why MBA? Why do you think that you are ready? Why our school? Career goals (long-term, short-term) after getting an MBA. Team spirit…
• Сложные: Ethical Dilemma. Your hero, mascot etc. Professional and life challenges. What do you want to add (optional essay)

Школами со сложными эссе обычно называют  Harvard, Wharton, Stanford, Kellogg, MIT, Columbia, LBS, INSEAD. Соотвтественно, все остальные бизнес-школы являются школами с легкими темами эссе.


Ежегодно в бизнес-школы поступают тысячи абитуриентов. Конкурс на место варьируется от 2 до 5 человек. Все они по-своему успешные люди, у всех есть определенные достижения и у всех сданы необходимые тесты. Как среди такого многообразия выбрать лучших? В этом и помогает эссе. То, как кандидат сумел себя подать, как описал свои достижения и промахи, позволяет членам принимающей комиссии определить, достаточно ли хорош этот человек для бизнес-школы, достаточен ли его опыт работы для того, чтобы оправдать диплом MBA в будущем, выплатить сумму займа.

Приведем еще один аргумент в пользу эссе. Бизнес-образование объединяет определенную группу людей, которой присущи некоторые качества: например, амбициозность, успешность, энергичность. Эссе помогает определить, сможет ли тот или иной кандидат органично «вписаться» в бизнес-школу. Как известно, бизнес-школы разные  - именно поэтому существуют различные вопросы эссе. В одной школе Вас попросят описать свои успехи и поражения, в другой – динамику своего развития за последние годы, в третьей – придумать символ для нового парка школы.

Умение продать себя через пакет документов – это, по сути, и есть Ваш первый проект. Не секрет, что идеальный пакет документов должен быть, прежде всего, органичным. Это значит, что все его составляющие должна объединять одна идея, содержать один и тот же имидж. Если в рекомендациях Вы описаны как черный и склизкий, то вряд ли стоит приписывать себе в эссе качества белого и пушистого. Таким образом, по Вашему эссе оцениваются еще и Ваши маркетинговые умения.


Плохое эссе написать достаточно легко

Для этого стоит просто:

• Скопировать эссе с «умной» книги, сайта, поступившего друга
• Не обременять себя такими вопросами как собственное позиционирование, сильные и слабые стороны
• Потратить на написание 1-2 дня
• Поменять название бизнес-школы и разослать его во все выбранные школы
• Не дать на проверку эссе native-speaker
• Побольше врать в эссе…

А вот над написанием хорошего эссе нужно потрудиться

Эссе это единственный аспект Вашего пакета документов, над которым вы имеете полный контроль. И в Ваших руках образ, который увидит приёмная комиссия. А она хочет видеть настоящего человека, лидера, со своими плюсами и минусами, а не вымышленный усреднённый образ.

И за все время, пока комиссия читает Ваше эссе, Вы должны суметь убедить их, что Вы просто созданы для этой школы.

Дальнейшие  элементы – это просто расшифровка выше описанного тезиса.

1) Соответствие ответа предложенному вопросу. Не имеет значения, на какой вопрос Вы пишете ответ, Вы всегда должны задать себе следующие «контрольные» вопросы: Ответил ли я на предложенный вопрос? Ясно ли я выразил свою точку зрения? Было ли все написанное выражено ясным и понятным языком, не было ли ошибок во время написания? Когда Вы закончили эссе, проверьте еще раз, что Вы продемонстрировали свою мотивацию, интерес именно к данной школе, показали минимум два-три качества, которые выделяют Вас из общего количества кандидатов, предоставили хотя бы один веский и четкий аргумент, почему школа должна выбрать именно Вас.


2) Умение четко излагать свои мысли. Эссе должно четко демонстрировать Ваше умение ясно выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений.
Мнение приемной комиссии: Ваше эссе не должно быть работой будущего лауреата литературной премии. Оно должно быть эссе, которое написал менеджер-управленец, не более. То есть – четко, логично, интересно.


3) Будьте собой. Не нужно пытаться сделать из себя абсолютно правильного кандидата. Приемная комиссия ищет нечто интересное, живое, то, что сможет показать Вашу личность во всех ее проявлениях. Они хотят видеть живого человека за цифрами которыми, переполнен ваш пакет документов.


4) Персонализируйте эссе насколько это возможно. Старайтесь не использовать фразы, которыми просто заполнены все эссе – лидер, командный дух и т.д. Продемонстрируйте все это с помощью конкретных примеров в эссе. Комиссия разберется, как называется данное качество, будьте уверены. Общие эссе очень скучно читать, поверьте.

5) Детали, детали, детали. Думаю, что комментарии здесь излишни. Это то, что Вас отличает от любого другого человека. Это цвет в картине под названием жизнь. Стоить только добавить, что из всего списка деталей, нужно выбирать самые интересные, самые «сочные».


6) Что-то интересно, может даже веселое. Умение удачно пошутить в эссе – это большой плюс. Однако никогда не шутите над религией, национальными особенностями и другими «спорными» моментами.


7) Честность. Этот пункт должен выполняться без исключений. Запомните, если когда-либо в школе, что-то всплывет – вы можете просто лишиться своего места. Тем более,  что во время вашего интервью, Вас будет очень легко вывести на чистую воду. И помните, что некоторые члены приемных комиссий после 10 лет чтения эссе, просто интуитивно чувствуют, кто врет, а кто нет.

8) Интересная форма. Вы можете реализовать это правило посредством написания эссе в одной из форм – истории из жизни, истории с рассуждением о какой-либо теме, и третьей - легкой, слегка веселой, почти в неформальном стиле истории. На этих подходах мы еще остановимся позже.

Давайте спросим начальника транспортного цеха


Писать самому, или пользоваться чей-то помощью при написании – Ваше право. Здесь нет абсолютно правильного и неправильного выбора.
Мы задали представителям приемных комиссий топ бизнес-школ вопрос о том, что же оэто ни думают по поводу того, что зачастую application package, а именно эссе, пишутся не самими аппликантами. И вот какие ответы получили.

Работая над своим эссе, обязательно обращайтесь к Вашим друзьям и членам семьи за конструктивной критикой (обратной связью). Когда Вы обращаетесь за feedback’ом, спросите, «звучит ли тон эссе так, как звучит Ваш голос». А оно должно именно так звучать. Ваша семья и друзья знают Вас, как никто другой. Если они не видят, что эссе отображает именно то, кем Вы являетесь, как Вы живете, во что Вы верите, и к чему Вы стремитесь, то приемная комиссия не сможет выделить в нем Ваши отличительные черты.

Однако, существует большая разница между такими понятиями как «обратная связь» (feedback) и «тренировка» (coaching). И сразу становится очевидным, когда часть Вашего эссе перестает быть исключительно Вашей в мыслях либо словах на бумаге (не включая рекомендации, которые должны содержать исключительно мысли и слова того человека, который Вам ее дает).

Соответствующая обратная связь возникает, когда Вы показываете кому-либо Ваше эссе, возможно 2 или 3 раза, и Вам указывают на Ваши ошибки или пробелы. В противоположном случае, некорректная обратная  связь возникает в случае, если Ваши эссе, либо полное позиционирование себя «окрашены» кем-то другим. Вы как никто другой преследуете собственные интересы тогда и только тогда, когда Ваши мысли, индивидуальный голос и уникальный стиль остаются нетронутыми в конце процесса редактирования.

Написание какой-либо части аппликации для Stanford MBA Program не самим аппликантом является нарушением моральных принципов Фундаментального Стандарта (Fundamental Standard) и Кодекса Чести (Honor Code). Такие действия приведут к отказу в рассмотрении либо Вашего пакета документов, либо отозванию Вашего предложения приемной комиссии.
[Helen K. Chang, Stanford Graduate School of Business]


Chicago GSB полагает, что аппликация должна быть работой человека, который непосредственно поступает в бизнес-школу. Различного рода консультанты являются нужными в вопросах определения потенциальных школ для поступления,  а также для предоставления соответствующей платформы студентам, чтобы они могли определить свою дорогу и наметить план. Но эссе должны быть написаны исключительно аппликантами. Аппликанты могут найти больше информации о предпочтениях той или иной школы в их кодексе чести (honor statement) касательно подачи документов. [Rosemaria Martinelli, Chicago GSB]


Эссе должно быть работой аппликанта. Редакторы и консультанты могут настолько изменить (перенастроить) тон эссе, что голос самого аппликанта в эссе потеряется, как в контексте, так и в стиле написания. Приемная комиссия, читая эссе, не сможет узнать личность изнутри, и, таким образом, у нее могут возникнуть вопросы о подлинности эссе. [Marilyn Yakowitz, The Wharton School]

Мы понимаем, что достаточно большое количество студентов пользуются услугами консультантов в процессе поступления, что является приемлемым, пока консультант разграничивает комментирование контента пакета документов и «редактирование или переписывание» эссе. Так как мы не можем всегда доказать, что эссе написано кем-то другим (а не самим аппликантом), мы очень внимательно смотрим также на GMAT эссе. И, если мы видим большую разницу между стилем написания этого эссе и application эссе, соответственно, мы можем предположить, что аппликант пользовался помощью извне. Также, если на интервью мы видим, что у человека его словарный запас, грамматика и синтаксис находятся на совершенно другом уровне, нежели в эссе, это у нас также вызовет вопрос о том, писал ли человек эссе самостоятельно. Написание эссе кем-либо другим является прямым нарушением нашего кодекса чести (honor code), и студент, скорее всего, не будет принят в бизнес-школу, не смотря на его/ее остальные характеристики. [Christie St-John, Tuck School of Business at Dartmouth]

Это, пожалуй, и есть ключевые моменты важности эссе. Как написать поразительное эссе – это уже другой вопрос. Представьте опять тысячи человек, которые хотят поступить в бизнес-школу. Каждый или каждая их них не считает себя человеком уникальным, заслуживающим MBA. Проверить, так ли это, легко (по крайней мере, для принимающей комиссии) – достаточно прочитать их эссе.


Материал подготовила Екатерина Гридина

blog comments powered by Disqus

Подписка на новости Subscribe


Запишитесь
на бесплатную консультацию!
Оставьте свои данные, и в течение 12 часов с Вами свяжется наш менеджер и согласует удобное для вас время консультации