MBA Strategy

Сезон охоты за дипломом


Учиться за границей нынче не только модно, выгодно и престижно, - это, прежде всего, интересно. При том, что мода на учебу за рубежом и международный обмен студентами появилась благодаря меценатам, увидевшим в сфере образования нишу для бизнеса, двигателем этого бизнеса является неиссякаемый (и часто - некоммерческий) интерес человечества постигать новое.

 

Если при изучении перечня заморских вузов ваше сердце начинает учащенно биться, значит, вы готовы открыть свой собственный сезон охоты за дипломом.

  

Большой ассортимент образовательных возможностей
Вылазка на учебу в иностранный вуз дает шанс убедиться, что особенности культуры вашей страны могут быть частью и другой национальной культуры; что и за рубежом студенты могут отдавать предпочтение джинсам, кроссовкам, и готовятся они к лекциям не дома, а в какой-нибудь старинной библиотеке, или прямо в университетском сквере, сидя на траве или в студенческом кафе. Скорее всего, именно в разношерстной многонациональной студенческой среде за рубежом вы получите шанс понять, сколько же действительно стоит ваша «голова» на рынке вакансий по мировым меркам.
 
И, главное, вы получаете шанс посмотреть на другую страну и увидеть собственными глазами, каким образом все вокруг глобализируется, а ведь именно это обстоятельство определяет многие тенденции в обществе XXI века.
 
Судя по всему, глобализация в мировом масштабе начала развиваться только потому, что та или иная сфера в отдельно взятом государстве потребовала нового интеллектуального материала, предполагают опрошенные нами эксперты. С этого, собственно, и следует начинать рассказ о множестве стипендиальных фондов и грантов, за счет которых можно обучиться за рубежом по нужной вам программе.
 
Но, опять же, как показывает практика, те, кто планирует попробовать на зуб гранит науки в заморском вузе, собирают предварительную информацию в Интернете или, что происходит чаще, у знакомых.
 
«Моя знакомая по программе обмена студентами один год проучилась в Штатах. Вот у нее я могла бы спросить совета, какой вуз в США лучше выбрать и как там подыскивать себе жилье. Или поручила бы решение этих вопросов специальным агентствам, - говорит выпускница Харьковского национального педагогического университета им. Сковороды Алина Узунколева. - Может быть, это предрассудки, но в интернете могут всякое написать, эксперименты тут не уместны: нужно спрашивать совета у проверенных людей».
 
Претендуя на статус «проверенных людей», мы решили написать все, что знаем о заграничном обучении за свой счет и за счет меценатов.
 
«Не нужно думать, что если вы едете за счет какого-нибудь гранта учиться за границу, то это какое-то одолжение в ваш адрес. Во-первых, это обоюдный полноценный обмен – возможностями, ресурсами, идеями. Организаторам таких учебных программ важно знать мнение тех, кто живет в другой культурной среде, важны и нужны идеи этих людей. Во-вторых, есть рынок образования, это тоже бизнес», - поясняет консультант по международным стипендиальным программам для аспирантов и преподавателей Киево-Могилянской Академии Тамара Марценюк.

Основная масса желающих получить иностранный диплом и знания, уверяет она, вернутся домой и используют знания уже на благо родины. Ведь спрос на таких специалистов есть, и работу найти будет проще именно с иностранным документом об образовании.
 
Но еще на стадии выбора университета нужно четко понимать, сколько есть времени в текущем году на выбор программы.
 
Разумеется, часто на первом месте в списке причин выбора – престиж вуза.

«Когда я определяла, куда поступать, то для меня все было очень просто, - делится воспоминаниями студентка IE Business School (программа MBA – авт.). - Я работаю с коллегами, которые уже отучились в IE и сразу для себя решила, что другие вузы рассматривать не буду: IE меня устраивал и по цене, и по системе обучения, и тем, что этот вуз входит в пятерку лучших высших учебных заведений во всем мире. Поэтому как такового процесса выбора вуза не было».



 Стипендиальные программы бывают долгосрочные (больше 6 месяцев), среднесрочные (1-6 месяцев), краткосрочные – до 1 месяца. 


Долгосрочные программы могут быть на бакалаврате Bachelor Program (длительность 3-4 года); на магистратуре - Master Program (1-2 года); в докторантуре – PhD Program (3-5 лет). 


В этой же категории в иностранных вузах есть неполная форма обучения (без получения степени): это долгосрочное исследование (non-degree research) и стажировка (internship).

Среднесрочные программы позволяют пройти неполную форму обучения (без степени): это посещение выбранного курса в университете или короткой программы исследования (non-degree research); это стажировка (internship); и долгосрочные летние (зимние/осенние/весенние) школы.

Краткосрочные летние (зимние/осенние/весенние) школы ориентированы на студентов, преподавателей, независимо от темы исследования (non-degree research); на стажеров (internship). В рамках краткосрочных школ проводят ознакомительные визиты (с культурой или каким-нибудь отдельным вопросом) и научные события (конференции/семинары/круглые столы/тренинги).

На втором месте в числе причин такого решения – желание посмотреть мир.

«Было интересно изучить новый предмет «On the edge of science» и, конечно, было любопытно поучиться в другой стране 2 года, - поделился опытом Дмитрий Подольский, который сейчас в Голландии изучает нанотехнологии на факультете физики по программе PhD, Erasmus Mundus, Nanoscale Science and Technology . -  Ожидал новых знаний и хотел посмотреть другие страны». Заверяет, что никаких карьерных устремлений не было, поскольку и опыта рабочего еще нет: «Я поехал сразу после универа :о)».

 
На третьем месте – желание студентов, еще не получивших диплом, побывать за границей, поучиться там и поработать.

«Я училась на третьем курсе в университете, когда моя подруга решила воспользоваться программой Work&Travel, - говорит Людмила Лирнык, участница программы Work&Travel, выпускница Львовского политехнического университета. - Собственно, это она предложила мне поехать поучиться на четыре месяца в Штаты и одновременно с учебой поработать там.
Я долго сопротивлялась, но она трусила ехать за границу в одиночестве, разжалобила меня - и в результате мы поехали вместе. Я подумала: лето, каникулы, почему нет?».


Есть три основные категории программ, рассказывает Т. Марценюк: это международные программы по грантам от фондов и стипендиальные программы, ориентированные на академическую среду (студентов, преподавателей); активистов и волонтеров гражданского общества, которым интересно провести научное исследование той или иной проблематики (это также могут быть студенты бакалаврата); сотрудники частных фирм, компаний, которым нужно повысить свой профессиональный уровень (МВА, MPA). 

 

 Тамара Марценюк подчеркивает, что есть программы, где профиль обучения определен самими организаторами и тогда, если вы пройдете конкурсный отбор, вам придется изучать выбранные организаторами дисциплины. Бывает, что вопрос о финансировании нужно решать отдельно от вопроса о документах, сроках и выбираемых дисциплинах, а это потребует больше времени и документов, поскольку нужно делать запросы в другие организации.
 
Есть также вариант, когда программу вы выбираете сами (посредством консультантов, знакомых, Интернета), а потом обращаетесь в фонды, которые оплачивают такое обучение.
 
Для примера, в апреле украинский Фонд Виктора Пинчука представил свое предложение для студентов-бакалавров (проект «Всемирные студии»), которые хотят изучать в магистратуре за рубежом аграрные науки, окружающую среду и экологию, право и государственное управление. Речь идет о долгосрочном обучении на 1-2 года, учебную программу и вуз под которые ищет сам претендент на грант. Фонд выделяет до $50 000 на весь период обучения. Основное требование, которое будет прописано в Меморандуме между г-ном Пинчуком и аппликантом, - это вернуться с иностранным дипломом домой и проработать в Украине пять лет. Приятное отличие гранта от кредита на обучение: сумму, полученную по гранту, возмещать не нужно.

В Киево-Могилянской Академии утверждают: очень многие иностранные национальные вузы работают на дотациях из государственного бюджета: «Мы, как граждане Украины, попадаем под категорию программ, в которых стипендия предусмотрена. Поэтому у нас достаточно широкие возможности получения доступа именно к стипендиальным программам.
Но важно также, кто их администрирует – это крупные международные фонды–грантодатели, или же это, например, стипендия из бюджета других государств».

«Практически каждая страна имеет свою правительственную программу», - заявляют эксперты, описывая уровень востребованности иностранных студентов и объясняя тем самым готовность иностранных бюджетов платить за приезд и обучение иноземцев.
 
Верный путь к диплому
Что нужно знать о каждой программе, чтобы уложиться с планами и документами в срок?

Во-первых, следует получить бланк аппликационной формы, основная часть которой – ваша мотивация.


Сегодня работают иностранные образовательные программы для школьников от международной организации Irex–International Exchange Board, которая администрирует учебные курсы для 9-,10-,11-классников – они могут поехать на один год в Штаты.
Эта же организация готовит программы и обучение для бакалавров, undergraduate, которые еще не получили степень бакалавра, но могут поехать на первый, второй, третий год обучения – undergraduate Exchange Program.

Среди известных программ для магистров – курс имени Эдмунда Маски.

Среди европейских программ сегодня популярна Erasmus Mundus, программа европейской мобильности. Магистерские программы подаются консорциумом университетов, администрируются Европейской комиссией (ЕК)(подробная информация на сайте ЕК есть).

Стипендиальная программа – имени Фулдбрайта, которой уже более 50 лет, ежегодно работает в 150 странах (офис в Киеве на ул. Грушевского, 2). В рамках проектов дается доступ к программам разных уровней по всем специальностям: гуманитарным, социальным, естественным.

Есть также гранты от известных людей – например, грант Джорджа Сороса, который выделяет средства на образование, что должно способствовать становлению демократического общества. В Будапеште он открыл Центральноевропейский университет, где также предоставляются стипендии для украинских студентов.
При этом важно хорошо понимать, какие возможности и условия предоставляет выбранная программа. К этому нужно приложить перевод на английский вашего бакалаврского или магистерского диплома, ваше резюме, которое должно быть очень емким и четким, рекомендательные письма (обычно их два), которые нужно знать, где взять, и иногда приходится писать самим. Вот типичный набор документов

«В идеале, чтобы это все подготовить, нужно около месяца, плюс еще тест на знание английского языка. Это стандартный набор для всех магистерских программ, то есть нужно подготовиться, зарегистрироваться, и для этого нужно еще три месяца. То есть, в среднем - около четырех месяцев», - говорит Тамара Марценюк.

«Я оформлял все сам: резюме, мотивационное письмо и запрос на стипендию (в универ, если этим занимаются они, или в Студенческий партнерский фонд (Scholarship fund), - делится опытом Д. Подольский. - Опять же, надо читать, что пишут там про аппликационную форму: у каждой программы свои требования (DAAD, Huygens, SE и тд).

Нужно еще рекомендательное письмо (Recommendation letter or Letter of Reference). Переводятся и заверяются (не обязательно нотариально, можно просто в универе в международном отделе) Диплом (копия) и Приложение (копия) (Diplom (copy) and Appendix (copy)).

 
И, главное, TOEFL (или IELTS) language certificate (тест на знание языка), который выдает соответствующая контора.
Все вышеперечисленное отсылается по почте (иногда – еще и на мейл) в выбранный вуз, согласно дедлайнам, после чего следует некоторое время ожидания».

«Если мотивационное письмо, перевод диплома и подобное можно сделать быстро, то результатов TOEFL нужно ждать пару недель», - просит учесть он.

Важно при составлении мотивационного письма как можно более полно описать возможную пользу от ваших новых знаний, которые вы планируете получить за рубежом.

Уже известно из опыта людей, составлявших такие письма, какая мотивация заставит комиссию отложить ваш запрос на обучение в сторону, то есть исключить вас из списка претендентов: это ваше желание совершенствовать английский, любой другой иностранный язык.

Потому что обучающие профильные программы ориентированы на людей, которые заинтересованы изучить нюансы той или иной профессии. Разумеется, они уже владеют языком в совершенстве, на уровне, который достаточен для понимания специфической терминологии и восприятия новых знаний.

Через тернии к звездам
Если вам требуется решение в сжатые сроки, а подсказать некому и своего опыта заполнения документов в запросе нет, то вот краткая шпаргалка (рекомендуем ориентироваться на такие термины):

1. Eligibility – кого именно организаторы ожидают увидеть в числе студентов (это список минимальных требований, который отвечает на вопрос, подходите ли вы).
2. Type of scholarship/fellowship/grant – какие расходы покрывает стипендия (studying fee, accommodation, travel).
3. Requirements for application procedure – требования к аппликационной форме.
4. Duration – длительность (подходят ли вам эти даты).
& program affiliation (place) – где происходит обучение по программе.
5. Deadline!!! Последний срок подачи аппликационной формы.

Чтобы яснее представлять себе процесс заполнения различных форм, анкет, сроков подачи документов, мы попросили наших комментаторов найти в своих дневниках отрывки с описанием начала «сезона охоты за дипломом».
 

Дневник Алсу Миннибаевой, студентки IE Business School (МВА):


2 июня 2008 г. Начала собирать бланки анкет, формы.

16 июня 2008 года. Две недели заняло, чтобы  написать 3 эссе, собрать 3 рекомендации, составить грамотное резюме и  перевести диплом на английский язык, а также заверить его у нотариуса.

28 июня 2008 года. Документы отправлены. Теперь ждем.


 

Дневник Людмилы Лирнык, участницы программы Work&Travel, выпускницы Львовского политехнического университета:

 

5 октября 2005 г. Оформляю документы на участие в программе. Мне уже объяснили, что визу нужно брать с правом работы до 42 часов в неделю.

9 ноября 2005г. Все формы, анкеты отправила, теперь дело за контрактом, который подпишем после согласования всех вопросов.

15 января 2006г. В Студсовете (университета) получила контракт с представительством Work&Travel и фирмой, которая берет меня на работу. В Студенческом совете, где работают координаторы Work&Travel, мне предложили выбрать город и профиль работы заранее.

20 июня 2006 года. Еду!!! Планы такие: за 4 месяца попрактиковать свой английский, повидать все достопримечательности (когда еще такой случай представится?!), заработать денег. Я слышала, народ иногда привозит по $7 000 - $8 000 заработка. Как для студента – весьма неплохо. Правда, говорят, это возможно, если там совмещать две-три работы. Впрочем, я попробую обойтись одной. Уже все посчитано: жилье  - $250 в месяц, остальная зарплата пойдет на изучение местности и что-нибудь изящное из одежды. На изучение местности потрачу оставшиеся по визе 29 дней.

 

Дневник Дмитрия Подольского, студента программы Erasmus Mundus, Nanoscale science and technology , Голландия:

25 мая 2008 года. Ну, вот я и стал профессиональным биологом. В общем, есть смысл взять специализацию «нанотехнологии». И попробовать «пробить» тему за рубежом. В конце концов, это инновации, иностранная наука далеко пошла в этом направлении.

4 февраля 2009 года. Экзамен TOEFL сдал, уф.

25 апреля 2009 года. Оформление всех документов заняло около года (не само оформление, а подготовка). Зато я сам справился с этой бюрократической документационной процедурой. В случае необходимости – смогу повторить.
 

Дневник Алексея Талаева, выпускника Университета им. Пьера-Мендес Франса (г. Гренобль, Франция):

3 октября 2004 года. Родители предлагают ехать во Францию. Специализация "Экономика, стратегия, управление" меня устраивает. Думаю, с экзаменом по французскому справлюсь.
 
12 декабря 2004 года. Еще никакого специального образования - и уже столько документов, которые нужно перевести на иностранный! Ладно, не вопрос.
 
10 января 2005г. Запрос с документами отправлен в комиссию. Вроде бы ничего не забыл.
 
23 февраля 2005г. Сегодня был экзамен по французскому. Думаю, год во Франции и моя практика по языку позволяют надеяться на лучшее. Результат обещают через несколько месяцев. Судя по всему, день Х случится летом.
 
25 июня 2005 года. Урррааа! Я поступил. Письмо с приглашением пришло по почте. Мне предстоит учиться заочно, одновременно продолжая обучение в Киеве. Буду ездить только на сессию. Родители рады.
 
28 августа 2005 года. Завтра еду. Вещи собраны, сижу на чемоданах. Ощущается легкое волнение: как же я сам справлюсь в чужой стране?
 
Примечание к вышесказанному: никто из попытавшихся правильно заполнить документы не пострадал. Все благополучно поступили, а некоторые из опрошенных уже получили дипломы и вернулись в Украину.
 
Более того, ребята убедились на собственном опыте, что учиться за границей нынче не только модно, выгодно и престижно, - это, прежде всего, интересно.
 
Так что, если при изучении перечня заморских вузов ваше сердце начинает учащенно биться, значит, вы готовы открыть свой собственный сезон охоты за дипломом.
  
Ирина Волконская, MBA Strategy




 

blog comments powered by Disqus

Подписка на новости Subscribe


Запишитесь
на бесплатную консультацию!
Оставьте свои данные, и в течение 12 часов с Вами свяжется наш менеджер и согласует удобное для вас время консультации