MBA Strategy

Майкл Хорн. Методы смешанного образования


На Южном Саммите (South Summit) 2018, в рамках образовательной конференции EnLighted, организованной IE Business School и компанией Telefonica, мы провели интервью с Майклом Хорном, чтобы выяснить, как можно улучшить современное образование. Решением существующих проблем стал смешанный метод. По мнению Майкла Хорна – это очень эффективно. А вы как считаете?

Прежде всего, хочу поблагодарить вас за вашу работу. Вы проработали в этой сфере уже более десяти лет. Когда вы начали?

Кажется, в 2006 году. 

Расскажите, как это было. Тяжело? 

Скорее, неожиданно. Сначала я работал в сфере государственной политики. В 2004 году поступил в бизнес-школу, чтобы сменить сферу деятельности. Там я прослушал курс Клейтона Кристенсена о прорывных инновациях. Как-то раз он сказал: «Кто хочет написать со мной книгу – заходите ко мне». Вот я и зашел. Я сказал ему, что поступил в бизнес-школу, чтобы сменить сферу деятельности, но мне очень хотелось бы попробовать написать книгу вместе с ним. Он думал над моим предложением три месяца и в итоге согласился. Затем мы собрали нашу экспертную группу – я примерно полтора года прожил без зарплаты, не зная, что у нас получится. Когда наша книга вышла в свет, она сразу стала очень популярной. Мне кажется, что вопрос персонализации обучения заинтересовал многих. Изменения стали заметны не сразу, но наша книга направила дискуссию в новое русло. Так что я получил очень ценный опыт.

Приведите, пожалуйста, несколько примеров изменений, вызванных вашей книгой. 

Конечно. Раньше основной упор делался на ответственность и отчетность: все учились одинаково, одними и теми же темпами. Мне кажется, что наша книга подтолкнула людей к мысли, что каждый человек учится по-своему, у каждого свои потребности. С тех пор многое изменилось: люди начали думать о школе совсем по-другому. Появились фонды, посвященные персонализированному обучению, в некоторых школах учебный процесс преобразился до неузнаваемости. В 2008 году о смешанном обучении никто не слышал, а теперь оно повсюду. Проводятся эксперименты, которые кардинально изменят парадигму образования. Как по мне, это очень интересно. 

Вы можете сказать, каково соотношение, по крайней мере, в США? 

Слишком мало информации. В высших учебных заведениях онлайн-курсы сейчас прослушивает треть студентов – по крайней мере, один курс изучается онлайн. Среди магистров 30% учатся онлайн. Двенадцать миллионов учащихся (от детского сада до выпускного класса средней школы) проходят хотя бы часть программы с использованием смешанных методов обучения – т.е. это около четверти всех учащихся в США. Может, и больше, но нам не хватает достоверных данных. 

В последнее время появилось очень много открытых онлайн-курсов. 

Да. 

Кроме того, сейчас идет дискуссия о смешанном обучении. У этих методов обучения много общего, но появились они независимо один от другого. 

У них разные корни. 

Как вы считаете, методам смешанного обучения нужно учить или они развиваются сами по себе благодаря интернету и технологиям? 

Мне кажется, это естественный процесс. Мы живем в эпоху цифровых технологий. Аналоговые технологии постепенно отмирают, но мы не можем полностью погрузиться в виртуальный мир, поскольку человек – существо социальное. Нам нравится находиться в коллективе, учиться у других людей. Поэтому, мне кажется, что хотя цифровые технологии будут все чаще использоваться в классе, само обучение по-прежнему будет проходить в школе. Детям нужно безопасное пространство, где о них будут заботиться взрослые. Это главная функция школы. 


Поэтому смешанное обучение – самый естественный подход.

Технологии будут повсеместно использоваться в школах, но контролировать процесс должен учитель. Как вы считаете, каково должно быть соотношение между обучением с помощью техники и обучением с учителем?

Я считаю, что везде будет по-разному. Не будет одного правила, справедливого для всех. Но если говорить в общих чертах, то чем младше ребенок, тем меньше времени ему следует проводить за компьютером. В детском саду, например, 20-30 минут, в старших классах – два-три часа. Большинство экспертов, с которыми я общался, сходятся во мнении, что на «технологическое обучение» должно приходиться не больше 35-40% времени.

Как правило, в классе очень многое зависит от учителя. Чем лучше он работает, тем лучше учатся дети. Когда речь идет о смешанном обучении, учителей нужно научить использовать эти методы и изменить их отношение к ним. Что для этого нужно сделать?

В условиях смешанного обучения учитель больше не находится в центре процесса. Это тяжело. Учителя привыкли контролировать детей. Они считают, что если в классе тихо, значит, все хорошо. При использовании смешанных методов обучения в классе часто шумно, потому что ученики работают вместе над разными проектами. Поначалу может показаться, что царит настоящий хаос. Мне кажется, учителя лучше поймут, что такое смешанное обучение, если сами будут учиться такими методами. Они увидят, насколько это лучше – самому решать, где, когда и как учиться. Тогда к учителям придет понимание: «Моя задача – не пересказывать учебник, а наставлять, мотивировать, помогать». На это не способен никакой компьютер. Для этого нужен человек. 

 

Так и есть. По данным исследований, дети учатся в процессе общения, а не смотря телевизор или YouTube. Скажите, в США уже начали над этим работать? Существуют ли специальные программы? Может, порекомендуете какое-нибудь учебное заведение? 

Впереди еще очень много работы. Могу порекомендовать Relay Graduate School of Education, где есть целая программа, посвященная смешанному обучению. Есть еще университет – не могу припомнить его название – кажется, Aspire University. Он находится в Калифорнии. Кроме того, Woodrow Wilson Academy начинает двигаться в этом направлении. Но это только первые шаги. Нужно намного больше программ для учителей. 

В нашей стране тоже начинают над этим задумываться, но реального прогресса пока не наблюдается. Что вы можете посоветовать, чтобы улучшить ситуацию со смешанным обучением? 

Во-первых, нужно создать курсы смешанного обучения для учителей, и эти курсы должны быть персонализированными. У разных учителей разные навыки. Это нормально. Нужно развивать навыки каждого конкретного учителя с помощью смешанного обучения. Это первый этап. Во-вторых, нужно, чтобы они больше узнали о смешанном обучении – из моей книги или из любых других доступных ресурсов – и задумались о том, как они могли бы перестроить свои уроки. Так они сами начнут внедрять некоторые наши идеи. Нужно, чтобы они по-новому посмотрели на учебный процесс. Представили, как можно учить детей иначе. 

Делали ли вы ошибки в начале своего пути? Можете привести пример? 

Конечно. В нашей первой книге, Disrupting Class, мы предположили, что с развитием смешанного обучения и онлайн-обучения учебный процесс автоматически станет персонализированным. Этого не произошло. Очевидно, что смешанное обучение развивается, но не всегда в правильном направлении. Мы ошиблись, посчитав, что учебный процесс сам по себе станет персонализированным, подстраиваясь под потребности учеников. Тем не менее, во многих случаях требования оставались прежними: например, чтобы все усваивали материал в одном и том же темпе. Кроме того, мы до сих пор не раскрыли весь потенциал технологий. Мы были немного наивны – это была серьезная ошибка. 


Очевидно, что смешанное обучение развивается, но не всегда в правильном направлении.
 
Вы исправили свою ошибку? Как именно? 

Не уверен, что мне удалось ее полностью исправить. В моей следующей книге Blended пишется, что учебный процесс не станет персонализированным сам по себе. Нужно создать для этого условия на уровне системы образования и законодательства. Цифровые технологии будут развиваться и дальше, но нужно понимать, что именно люди, отвечающие за образование, должны определить, как следует применять эти технологии.

Значит, дело за ними. Несколько лет назад вы часто говорили, что в интернете есть очень много материалов, доступных бесплатно, но учителям трудно использовать их, потому что они находятся на старых платформах. С тех пор что-то изменилось?

Мне кажется, ситуация изменилась к лучшему, поскольку теперь у нас есть платформы наподобие Summit Learning в США, где многие ресурсы подобраны и структурированы таким образом, чтобы учителям было легче с ними работать. Мы сейчас на ранней стадии, учителям нужна поддержка – зачем заставлять их каждый раз изобретать велосипед? Нужно больше платформ, где такие материалы будут собраны и организованы таким образом, чтобы учителям было удобно. Прогресс очевиден, но впереди еще много работы.

Ваши дети будут учиться в школе со смешанным обучением? 

Я работаю над этим. У меня двое детей-близнецов, им по четыре года. Мне страшно, потому что школ со смешанным обучением по-прежнему мало. Я стараюсь изменить это, объясняю, что каждый ученик уникален, и к нему нужно относиться соответственно. Говорят, что близнецы одинаковые, но на самом деле это не так. Мои дети очень разные. Поэтому я стараюсь добиться, чтобы в школах больше использовались смешанные методы обучения, поскольку это создаст благоприятные условия для самовыражения. 

Почему бы вам не открыть школу для учителей? Вы об этом не задумывались? 

Какое совпадение! Я действительно собираюсь учить преподавателей в моем районе. Через две недели они будут изучать мою книгу. Я постараюсь показать им, какие возможности открывает перед ними смешанное обучение. Такие вещи нельзя навязывать – нужно, чтобы человек сам понял, зачем это нужно, и что он сможет с этим сделать. Нужно, чтобы учителям было интересно так работать. Я сначала объясню им, как это делается – а затем уже они сами пусть разрабатывают собственные методы. 

Я читала много литературы на эту тему, но с вашей книгой еще не ознакомилась. Скажите, если я ее прочту – смогу ли я провести урок с использованием методов смешанного обучения? 

Мне кажется, для этого лучше подойдет The Blended Workbook, потому что там подробно описан весь процесс. Какую проблему вы хотите решить? Как именно следует организовать обучение, чтобы решить эту проблему? Как мотивировать учителей? И наконец, какую технологию нужно использовать и какую обстановку создать для того, чтобы достичь этих целей? The Blended Workbook дает ответы на все эти вопросы.

Учитывая развитие современного мира, привычные нам методы получения знаний являются достаточно устаревшими. Поэтому смешанная система образования с использованием технологий – это основа будущего.

ПодготовкапопоступлениювMBA
blog comments powered by Disqus

Подписка на новости Subscribe


Запишитесь
на бесплатную консультацию!
Оставьте свои данные, и в течение 12 часов с Вами свяжется наш менеджер и согласует удобное для вас время консультации