MBA Strategy arrow MBA карьера arrow Диплом MBA помогает или мешает?

Диплом MBA помогает или мешает?


Обучение в бизнес-школе – «дорогое удовольствие». Инвестируя немалые средства в свое развитие, люди ожидают, что диплом MBA окупится быстро и с лихвой. «Так ли это на самом деле?» – задались вопросом рекрутеры компании MarksMan и провели собственное исследование: «МВА глазами выпускников и работодателей».


Исследование проводилось по двум направлениям:

среди работодателей – с целью выявить уровень востребованности кандидатов, окончивших курсы МВА;
среди обладателей дипломов МВА – с целью определить степень удовлетворенности полученным образованием.

Судя по бурному росту количества бизнес-школ, а также размеров их рекламных бюджетов, MBA-образование упрочивает свои позиции в нашей стране. Если есть предложение, стало быть, существует и спрос. Именно поэтому парадоксальными кажутся результаты исследования – две трети работодателей, а именно 72%, не обращают внимания на наличие у кандидата степени МВА.


Комментируя результат исследования, Инна Суматохина, управляющий партнер компании MarksMan, отмечает: «Как видно из исследования, большинство обладателей дипломов расценивают МВА как отличную базу, дающую комплексное понимание структуры бизнеса, считают важными полученные знания, могут похвастаться новыми связями и знакомствами, а также приобретенной уверенностью в себе. При этом для многих явилось разочарованием то, что в большинстве случаев наличие или отсутствие диплома не играет роли при принятии решения о приеме на работу, а может быть лишь небольшим плюсом в некоторых компаниях».


Порой диплом MBA играет даже против кандидата. Инна Суматохина вспоминает случай из практики, когда из двух претендентов на топ-позицию работодатель выбрал того, кто не оканчивал бизнес-школу (при прочих равных). Почему же так происходит?


Михаил Торчинский, управляющий партнер компании MarksMan, предлагает разделить тех, кто желает получить степень MBA, на две категории:

  1. Зрелые бизнесмены, которые на определенном этапе управления компанией поняли, что им не хватает теоретических знаний, не достает структурности в бизнес-мышлении, и поэтому приняли решение выходить на новый уровень понимания бизнеса с помощью MBA-образования.
  2. Молодые люди, которые порой не имеют даже минимального опыта управленческой работы, однако же считают, что степень мастера делового администрирования им необходима, поскольку поможет сразу найти высокооплачиваемую работу в brand-name компании на престижной должности.

И если первые приходят к осознанию необходимости получения диплома MBA эволюционно, то вторые – революционно. И, как правило, ожиданиям последних не суждено оправдаться, поскольку MBA – это совсем не «золотой ключик», открывающий двери в компании, занимающие лидирующие позиции на рынке.


По словам Михаила Торчинского, рекрутеры и работодатели прежде всего обращают внимание на предыдущие места работы кандидатов: brand-name компании или нет. На первом месте всегда опыт работы, а образование в большинстве случаев играет второстепенную роль.

Что говорят работодатели?


В рамках исследования было опрошено 125 представителей HR-департаментов крупнейших российских и западных корпораций производственного, финансового, консалтингового, телекоммуникационного, автомобильного и ИТ-секторов.


Анализ полученных в результате опроса данных позволил выявить следующие тенденции:

  1. Не ставят обязательным или желательным требованием к кандидатам наличие степени МВА 72% работодателей.
  2. Наличие степени MBA является желательным для топ-менеджмента (ряд позиций в финансах, инвестициях, стратегическом управлении), но не обязательным для 19% работодателей. Главным критерием при рассмотрении кандидатов остается пройденный карьерный путь и накопленный опыт работы в компаниях с высокими управленческими стандартами и технологиями, а также высоким уровнем корпоративной культуры.
  3. Лишь 8% опрошенных работодателей имеют позиции, предполагающие обязательное наличие степени МВА. Лидеры по этому критерию – телекоммуникационные и консалтинговые компании.

На вопрос: «Какой МВА предпочтительнее: западный или российский?» – подавляющее большинство работодателей (71%) отметили, что диплом ведущих западных школ предпочтительнее. Для 29% опрошенных происхождение диплома не имеет значения, но в пользу российского диплома не высказался ни один респондент.


Согласно результатам исследования, при выборе кандидата со степенью MBA 43% работодателей рассчитывают на наличие стратегического мышления и управленческих навыков у соискателей, 31% ждут более глубокого понимания бизнеса и для 25% наиболее важными являются полученные теоретические знания.

Что отвечают выпускники?


Также компанией MarksMan было опрошено 1200 респондентов, обладающих степенью MBA. На вопрос «Каковы причины получения МВА?» практически половина опрашиваемых (46%) ответили, что основной целью получения степени MBA являлось приобретение новых знаний, 32% надеялись на карьерный рост, 6% получили грант от своей компании.


На вопрос «Оправдались ли Ваши ожидания от полученного образования?» 66% респондентов ответили утвердительно, 27% частично довольны полученным образованием и 7% абсолютно разочарованы.


На вопрос «Чем фактически Вам помогло получение степени МВА?» были получены следующие ответы:

43% – довольны полученными новыми знаниями;

22% – стали лучше понимать бизнес, полученные знания помогают им в работе;

14% – получили профессиональный и карьерный рост;

12% – обзавелись новыми контактами и знакомствами;

5% – приобрели уверенность в себе.

Критерии выбора бизнес-школы


По каким же критериям люди выбирают бизнес-школу? Высшая школа международного бизнеса весной 2008 г. провела опрос поступивших на программы МВА слушателей с целью выяснить их отношение к следующим критериям:

государственный диплом МВА;
длительный срок работы на рынке бизнес-образования;
сильный профессорско-преподавательский состав;
высокие позиции в рейтингах бизнес-школ;
содержание программы МВА;
большое количество дисциплин по выбору;
удобство формы организации занятий;
стоимость обучения;
рекомендации руководства или сотрудников компании, учившихся в бизнес-школе;
наличие у программ МВА аккредитации АМВА;
внимательное отношение, подробные консультации сотрудников бизнес-школы.

Анкетирование показало, что наиболее значимым критерием для поступающих было право бизнес-школы выдавать диплом МВА государственного образца – 50%. В тройку главных критериев также вошли параметры, характеризующие качество программы («содержание программы МВА» – 47,3%, «наличие у программ МВА аккредитации АМВА» – 43,6%).


Достаточно значимым параметром (41% упоминаний) для слушателей являются высокие позиции в рейтингах школ бизнеса. Какая бы критика в адрес рейтингов ни звучала, приходится признать, что информация рейтингов тщательно анализируется потенциальными слушателями и оказывает существенное влияние на выбор бизнес-школы. Значимость рейтингов даже выше, чем рекомендации тех, кто там учился (35%). Это тоже объяснимо, поскольку со слов одного-двух выпускников той или иной бизнес-школы (больше обычно найти не удается) объективное мнение составить достаточно трудно.


«Иногда в прессе появляются сообщения о цифрах 70–80% слушателей, пришедших по рекомендациям в некоторые бизнес-школы, – говорит Юрий Тазов, президент Российской Лиги MBA. – Мы считаем, что это не более чем лихая самореклама; если бы это было правдой, рекламные бюджеты ведущих бизнес-школ были бы куда скромнее".


Длительный срок работы на рынке бизнес-образования (34%) является свидетельством не только жизнеспособности бизнес-школы, растущего спроса на ее программы, но и ясно говорит об опыте и высокой степени отработанности программ МВА. Считается, что программа МВА является зрелой, если прошло не менее 5 выпусков!


По материалам http://planetahr.ru/

blog comments powered by Disqus

Подписка на новости Subscribe


Запишитесь
на бесплатную консультацию!
Оставьте свои данные, и в течение 12 часов с Вами свяжется наш менеджер и согласует удобное для вас время консультации
X
Хотите получить
диплом MBA?
Оставьте свои данные и забирайте курс
книгу "10 шагов к MBA бесплатно"