Поздравляем!
Вы обнаружили секретное место на сайте.
Получите любую из ниже перечисленных услуг абсолютно бесплатно!
Присоединяйтесь к нам
Контактный телефон:
Диплом MBA помогает или мешает?
Обучение в бизнес-школе – «дорогое удовольствие». Инвестируя немалые средства в свое развитие, люди ожидают, что диплом MBA окупится быстро и с лихвой. «Так ли это на самом деле?» – задались вопросом рекрутеры компании MarksMan и провели собственное исследование: «МВА глазами выпускников и работодателей».
Исследование проводилось по двум направлениям:
среди работодателей – с целью выявить уровень востребованности кандидатов, окончивших курсы МВА;
среди обладателей дипломов МВА – с целью определить степень удовлетворенности полученным образованием.
Судя по бурному росту количества бизнес-школ, а также размеров их рекламных бюджетов, MBA-образование упрочивает свои позиции в нашей стране. Если есть предложение, стало быть, существует и спрос. Именно поэтому парадоксальными кажутся результаты исследования – две трети работодателей, а именно 72%, не обращают внимания на наличие у кандидата степени МВА.
Комментируя результат исследования, Инна Суматохина, управляющий партнер компании MarksMan, отмечает: «Как видно из исследования, большинство обладателей дипломов расценивают МВА как отличную базу, дающую комплексное понимание структуры бизнеса, считают важными полученные знания, могут похвастаться новыми связями и знакомствами, а также приобретенной уверенностью в себе. При этом для многих явилось разочарованием то, что в большинстве случаев наличие или отсутствие диплома не играет роли при принятии решения о приеме на работу, а может быть лишь небольшим плюсом в некоторых компаниях».
Порой диплом MBA играет даже против кандидата. Инна Суматохина вспоминает случай из практики, когда из двух претендентов на топ-позицию работодатель выбрал того, кто не оканчивал бизнес-школу (при прочих равных). Почему же так происходит?
Михаил Торчинский, управляющий партнер компании MarksMan, предлагает разделить тех, кто желает получить степень MBA, на две категории:
- Зрелые бизнесмены, которые на определенном этапе управления компанией поняли, что им не хватает теоретических знаний, не достает структурности в бизнес-мышлении, и поэтому приняли решение выходить на новый уровень понимания бизнеса с помощью MBA-образования.
- Молодые люди, которые порой не имеют даже минимального опыта управленческой работы, однако же считают, что степень мастера делового администрирования им необходима, поскольку поможет сразу найти высокооплачиваемую работу в brand-name компании на престижной должности.
И если первые приходят к осознанию необходимости получения диплома MBA эволюционно, то вторые – революционно. И, как правило, ожиданиям последних не суждено оправдаться, поскольку MBA – это совсем не «золотой ключик», открывающий двери в компании, занимающие лидирующие позиции на рынке.
По словам Михаила Торчинского, рекрутеры и работодатели прежде всего обращают внимание на предыдущие места работы кандидатов: brand-name компании или нет. На первом месте всегда опыт работы, а образование в большинстве случаев играет второстепенную роль.
Что говорят работодатели?
В рамках исследования было опрошено 125 представителей HR-департаментов крупнейших российских и западных корпораций производственного, финансового, консалтингового, телекоммуникационного, автомобильного и ИТ-секторов.
Анализ полученных в результате опроса данных позволил выявить следующие тенденции:
- Не ставят обязательным или желательным требованием к кандидатам наличие степени МВА 72% работодателей.
- Наличие степени MBA является желательным для топ-менеджмента (ряд позиций в финансах, инвестициях, стратегическом управлении), но не обязательным для 19% работодателей. Главным критерием при рассмотрении кандидатов остается пройденный карьерный путь и накопленный опыт работы в компаниях с высокими управленческими стандартами и технологиями, а также высоким уровнем корпоративной культуры.
- Лишь 8% опрошенных работодателей имеют позиции, предполагающие обязательное наличие степени МВА. Лидеры по этому критерию – телекоммуникационные и консалтинговые компании.
На вопрос: «Какой МВА предпочтительнее: западный или российский?» – подавляющее большинство работодателей (71%) отметили, что диплом ведущих западных школ предпочтительнее. Для 29% опрошенных происхождение диплома не имеет значения, но в пользу российского диплома не высказался ни один респондент.
Согласно результатам исследования, при выборе кандидата со степенью MBA 43% работодателей рассчитывают на наличие стратегического мышления и управленческих навыков у соискателей, 31% ждут более глубокого понимания бизнеса и для 25% наиболее важными являются полученные теоретические знания.
Что отвечают выпускники?
Также компанией MarksMan было опрошено 1200 респондентов, обладающих степенью MBA. На вопрос «Каковы причины получения МВА?» практически половина опрашиваемых (46%) ответили, что основной целью получения степени MBA являлось приобретение новых знаний, 32% надеялись на карьерный рост, 6% получили грант от своей компании.
На вопрос «Оправдались ли Ваши ожидания от полученного образования?» 66% респондентов ответили утвердительно, 27% частично довольны полученным образованием и 7% абсолютно разочарованы.
На вопрос «Чем фактически Вам помогло получение степени МВА?» были получены следующие ответы:
43% – довольны полученными новыми знаниями;
22% – стали лучше понимать бизнес, полученные знания помогают им в работе;
14% – получили профессиональный и карьерный рост;
12% – обзавелись новыми контактами и знакомствами;
5% – приобрели уверенность в себе.
Критерии выбора бизнес-школы
По каким же критериям люди выбирают бизнес-школу? Высшая школа международного бизнеса весной 2008 г. провела опрос поступивших на программы МВА слушателей с целью выяснить их отношение к следующим критериям:
государственный диплом МВА;
длительный срок работы на рынке бизнес-образования;
сильный профессорско-преподавательский состав;
высокие позиции в рейтингах бизнес-школ;
содержание программы МВА;
большое количество дисциплин по выбору;
удобство формы организации занятий;
стоимость обучения;
рекомендации руководства или сотрудников компании, учившихся в бизнес-школе;
наличие у программ МВА аккредитации АМВА;
внимательное отношение, подробные консультации сотрудников бизнес-школы.
Анкетирование показало, что наиболее значимым критерием для поступающих было право бизнес-школы выдавать диплом МВА государственного образца – 50%. В тройку главных критериев также вошли параметры, характеризующие качество программы («содержание программы МВА» – 47,3%, «наличие у программ МВА аккредитации АМВА» – 43,6%).
Достаточно значимым параметром (41% упоминаний) для слушателей являются высокие позиции в рейтингах школ бизнеса. Какая бы критика в адрес рейтингов ни звучала, приходится признать, что информация рейтингов тщательно анализируется потенциальными слушателями и оказывает существенное влияние на выбор бизнес-школы. Значимость рейтингов даже выше, чем рекомендации тех, кто там учился (35%). Это тоже объяснимо, поскольку со слов одного-двух выпускников той или иной бизнес-школы (больше обычно найти не удается) объективное мнение составить достаточно трудно.
«Иногда в прессе появляются сообщения о цифрах 70–80% слушателей, пришедших по рекомендациям в некоторые бизнес-школы, – говорит Юрий Тазов, президент Российской Лиги MBA. – Мы считаем, что это не более чем лихая самореклама; если бы это было правдой, рекламные бюджеты ведущих бизнес-школ были бы куда скромнее".
Длительный срок работы на рынке бизнес-образования (34%) является свидетельством не только жизнеспособности бизнес-школы, растущего спроса на ее программы, но и ясно говорит об опыте и высокой степени отработанности программ МВА. Считается, что программа МВА является зрелой, если прошло не менее 5 выпусков!
По материалам http://planetahr.ru/