Как бизнес-школы учат филологов деловому администрированию
В Гарвардской школе бизнеса, наконец, появились онлайн-курсы для студентов колледжей без образования или опыта в сфере бизнеса. Программа CORe (Credential of Readiness, «Мандат готовности») включает три курса, которые будут читаться этим летом.
Трехнедельная программа включает курсы по аналитике, экономике и управленческому учету. Она входит в более широкую инициативу Гарвардской школы бизнеса, HBX, призванную способствовать развитию онлайн-образования. Новые курсы отображают стремление Гарварда привлечь студентов-гуманитариев. Похожие летние программы организуют и другие бизнес-школы, стремясь удовлетворить возрастающий спрос на деловое образование среди студентов гуманитарных факультетов.
Новая программа позволит студентам усилить свое резюме гарвардским «брендом» и проверить, подходит ли им МВА. Кроме того, по словам руководителя гарвардской онлайн-инициативы Яны Кирштед, она дает им преимущество, если они захотят получить диплом магистра делового администрирования.
Впрочем, подобные программы не гарантируют поступления в бизнес-школу. По словам Дэна Бауэра, директора консалтинговой фирмы MBA Exchange, за консультациями по поступлению редко обращаются люди, прошедшие обучение по летним программам, к примеру, в бизнес-школе Stern или Chicago Booth. «Я считаю, что ценность таких программ заключается в возможностях, которые они открывают перед студентами, ранее не сталкивавшимися с бизнесом, – говорит он. – Они помогают понять, подходит ли вам карьера в сфере бизнеса. Это важнее, чем просто «окно» в одну из лучших программ МВА».
Бизнес-школа Tuck при Дартмутском колледже ввела летнюю программу в 1997 году. По словам руководителя программы Роберта Хэнсена, курсы больше способствуют профессиональному развитию, нежели поступлению на МВА. Через четыре-пять лет после летнего обучения около 20% студентов подали документы в Tuck. Информацию о требованиях приемной комиссии и особенностях поступления сообщают только на одном курсе по выбору.
«Это студенты-гуманитарии, которые не знали, что такое наличный оборот», – рассказывает Хэнсен. Поэтому максимум, что школа могла для них сделать, – это обучить основным деловым навыкам и помочь наладить связи с работодателями. Как сообщает Хэнсен, с каждым годом средний возраст учащихся снижается, и все больше студентов колледжей используют летние программы, чтобы подыскать себе место для стажировки.
Если студент гуманитарного колледжа чувствует, что предметы, которые он изучает, не дают ему практических навыков, он стремится расширить свое образование. Чтобы удовлетворить возрастающий спрос, бизнес-школа Tuck в этом году введет зимнюю программу для гуманитариев. «Сегодня спрос очень высок, – отмечает Хэнсен. – Я считаю, что это очень крупный рынок».
Хотя бизнес-школы не считают такие программы подготовкой к МВА, родители студентов с готовностью оплачивают обучение своих чад как в обычном, так и в онлайн-формате. Четырехнедельные курсы в Tuck стоят 10 200 долларов. Студентам с ограниченными средствами доступна финансовая помощь. В бизнес-школе Kenan-Flagler введена онлайн-программа, подобная гарвардской, но включающая шесть курсов. Здесь обучение стоит 2 500 долларов, и финансовая помощь не предлагается. За обучение в обычном формате в бизнес-школе Booth придется заплатить 6 300 долларов, стипендии, присуждающиеся за достижения, доступны ограниченному количеству студентов. Гарвардская CORe стоит 1 500 долларов – немного, по сравнению с остальными. По словам Кирштед, Гарвардская школа бизнеса стремится выделиться на фоне «других, более дорогих программ».
Летние программы приносят бизнес-школам скромную прибыль. С 2009 года на бизнес-курсы для гуманитариев в Kenan-Flager были зачислены 1100 студентов – коэффициент конкуренции составил 85%. Соответственно, программа принесла школе около 2,75 миллиона долларов прибыли. По словам Сьюзен Кейтс, руководителя отдела повышения квалификации кадров в Kenan-Flager, сейчас курсы можно считать выгодным начальным капиталовложением.
«Мы полностью согласны с Гарвардской школой бизнеса по поводу того, что этот рынок требует внимания, – говорит Кейтс. – Я убеждена, что конкуренция способствует развитию, и считаю, что необходимо популяризовать подобные программы».