MBA Strategy arrow Процесс MBA поступления arrow 8 ключевых тенденций бизнес-образования в минувшем десятилетии

MBA

MBA (Master of Business Administration) – квалификационная степень в менеджменте (управлении). Зачастую аббревиатура используется для обозначения не степени, а самих программ обучения для получения степени. Квалификация MBA подразумевает способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена. Обычно период обучения по программе MBA занимает от одного до двух лет. Степень МВА, полученная в одной из топ бизнес-школ мира, – это «ключ» к карьере топ-менеджера в известнейших мировых корпорациях и возможность полностью раскрыть свой потенциал как менеджера! Подробнее >>

8 ключевых тенденций бизнес-образования в минувшем десятилетии


 

Последние десять лет в сфере бизнес-образования были очень насыщенными. В США спрос на стационарные программы МВА продолжает падать, и конкуренция между ведущими бизнес-школами только накаляется. Стремясь побыстрее выйти на рынок дистанционного обучения, сотни вузов запустили онлайн-программы МВА и курсы для руководителей. Чтобы снова заинтересовать студентов-иностранцев учебой в США, американские бизнес-школы принялись добавлять в свои программы как можно больше точных наук. В число самых популярных тем в бизнес-школах входят бизнес-аналитика, эмпирическое обучение и предпринимательство. 

Эти и другие тенденции оказали решающее влияние на развитие бизнес-образования в последние десять лет, и именно они принесут еще больше изменений в 2020 году и в дальнейшем. 

1. Наступила эра бизнес-образования онлайн, и его популярность только растет

Только в США по 25 крупнейшим программам МВА онлайн обучается почти 32 тысячи студентов. Многие из них смотрят видеозаписи лекций у себя на телефоне или планшете и не встречаются лицом к лицу ни с преподавателями, ни с другими студентами.

В рейтинге онлайн-программ МВА от U.S. News в 2019 году оказалось 285 программ, тогда как в предыдущем году их было 267. В 2019 году на рынок дистанционного образования вышло как минимум три новых игрока: Мичиганский университет, Южный методистский университет и Высшая школа менеджмента при Калифорнийском университете в Дэвисе. 

Спрос на двухлетние стационарные программы МВА падает в течение последних пяти лет, тогда как популярность дистанционного обучения растет. Одна из самых успешных онлайн-программ МВА стартовала всего четыре года назад. 

 


Бизнес-образование онлайн – важнейшая тенденция последних десяти лет, которая скорее всего останется определяющей и в течение следующих десяти лет.
 

Кроме того все ведущие бизнес-школы активно расширяют свой набор онлайн-курсов для руководителей высшего звена. Расцвет дистанционного образования для руководителей обусловлен сочетанием двух факторов: заинтересованности студентов в дальнейшем обучении и удобства дистанционного изучения бизнеса в ведущих вузах. Корпорации также хотят быть в тренде: они обращаются в бизнес-школы с просьбой разработать специальные онлайн-курсы для руководителей, чтобы потом набирать себе персонал из числа выпускников. 

2. Снижение спроса на стационарные программы МВА в Соединенных Штатах 

Сомневаться не приходится: количество заявок на поступление в американские бизнес-школы со стационарными программами и проживанием уменьшалось пять лет подряд, а в последние два года проблема коснулась даже элитных вузов. Очевидно, что традиционная форма МВА становится менее популярной. В результате в нескольких вузах такие программы были закрыты. 

В падении спроса на стационарные программы МВА виноваты четыре фактора: 

  1. Укрепление американской экономики. Поскольку показатели уровня безработицы сейчас самые низкие за последние 50 лет, а экономика США переживает рекордно длительный период роста, многие молодые профессионалы считают, что им не нужен диплом магистра, чтобы развивать карьеру.
  2. Повышение стоимости программ МВА и нежелание многих представителей поколения Y брать большие кредиты ради диплома. 
  3. Дональд Трамп, отпугнувший тысячи иностранных студентов, которые раньше помогали компенсировать постоянное снижение спроса среди американцев. 
  4. Появление большого количества более коротких и дешевых альтернатив двухлетней стационарной программе МВА: годовых программ, онлайн-курсов, специализированных магистерских степеней по таким специальностям, как анализ данных и предпринимательство. 
Изменений пока не предвидится. Многие члены приемных комиссий уже говорят, что количество заявок на их стационарные программы МВА снова снизится в период приема документов на 2019-2020 гг. Самые сильные школы переживут это, но многим американским вузам второго и третьего эшелонов, скорее всего, придется закрыться.

3. Сейчас в моде STEM

Первой это сделала бизнес-школа Simon при Рочестерском университете: они добились обозначения «STEM» для всей своей программы МВА в 2018 году. Затем эстафету подхватили многие другие вузы, и теперь диплом МВА со специализацией в области STEM можно получить в таких бизнес-школах, как Darden при Виргинском университете, Фукуа при Университете Дьюка, Kellogg при Северо-Западном университете и многих других. Другие получили определение для всех своих программ МВА. 

Программы МВА со специализацией STEM позволяют иностранным студентам остаться работать в США в течение трех лет после выпуска. Первые результаты воодушевляют. Статистические данные Darden по трудоустройству за прошедший год впечатляют отчасти потому, что студентам-иностранцам, получившим образование в области STEM, намного проще найти работу, и наличие/отсутствие такой специализации – это важный фактор, влияющий на выбор вуза для поступающих из-за границы. 

4. В ведущие бизнес-школы зачисляют больше женщин, чем когда-либо

Бизнес-школа Marshall при Университете Южной Калифорнии первой добилась равного представительства полов в студенческом коллективе, обучающемся по ее полноформатной двухлетней стационарной программе МВА.

Сообщение о том, что количество женщин, обучающихся в Marshall, достигло 52% от общего количества студентов, произвело фурор в СМИ, но это не единственные хорошие новости в сфере борьбы за равноправие. Осенью 2017 года 12 бизнес-школ, попавших в список лучших 25 вузов Poets&Quants, стали счастливыми членами когорты «40% и выше», а в следующем году их количество выросло до 13 – т.е. уже больше половины.

 

Тем не менее, таких впечатляющих успехов добились только ведущие бизнес-школы, тогда как программы МВА второго эшелона не просто отстали – в некоторых из них количество женщин-студентов наоборот существенно снизилось. Иными словами, число женщин, поступающих на МВА, растет не так быстро, как может показаться, если смотреть только на самые известные и престижные школы. Нам еще предстоит выяснить, насколько бизнес-школы готовы постараться, чтобы приблизиться к равноправию полов. 

5. Растет популярность программ МВА в Европе и Канаде 

Студенты-иностранцы не всегда хотят учиться в США, но это не значит, что их не привлекают никакие программы МВА в принципе. Количество заявок на поступление в бизнес-школы Канады и Европы как раз растет, поскольку рабочую визу в эти страны получить намного легче, чем в США в последнее время.  


Популярность европейских школ среди иностранных абитуриентов стала одним из самых больших сюрпризов прошлого года.

Несколько известных европейских школ вроде INSEAD и Лондонской школы бизнеса всегда пользовались спросом, но в последнее время абитуриенты заинтересовались и такими вузами, как ESMT Berlin и бизнес-школами в Роттердаме и Копенгагене, которые раньше не были на слуху. Европа становится более привлекательной для студентов, и теперь речь идет не только о школах с узнаваемыми брендами. Эта важная перемена со временем повлияет на всю отрасль бизнес-образования.

6. Упор на бизнес-аналитику, эмпирическое обучение, предпринимательство и лидерские навыки 

За последние десять лет самые важные тенденции в учебных программах бизнес-школ наблюдались в четырех ключевых областях:

  • аналитика
  • практическое обучение
  • предпринимательство
  • подготовка лидеров.

Во всем мире вряд ли найдется хоть одна бизнес-школа, где этим сферам не уделяется повышенное внимание – в основном потому, что именно эти навыки пользуются спросом и в корпорациях, которые нанимают выпускников, и среди самих студентов МВА.


В следующие десять лет эта тенденция сохранится, разве что больший упор будет делаться на искусственный интеллект и машинное обучение.

Эта тенденция, как ничто иное, отражает готовность бизнес-школ делать все для того, чтобы удовлетворить потребности своих клиентов: компаний и организаций, которые нанимают обладателей диплома МВА, и проницательных студентов, которые хотят приобрести именно те навыки, которые помогут им устроиться после выпуска.

Лучшее тому доказательство – предметы, посвященные предпринимательству, в которые бизнес-школы вложили немало за последнее десятилетие. Как правило, только 5% выпускников создают стартапы еще до или сразу после выпуска, но большинство студентов МВА уверены, что рано или поздно начнут свое дело. 

 

7. Результаты GRE в последнее время принимаются не намного реже, чем GMAT

За последнее десять лет GRE стал более приемлемым вариантом как для бизнес-школ, так и для абитуриентов. Многие из тех, кто еще не решил, нужен ли им диплом МВА, проходят тест GRE, поскольку его результаты принимаются и в других вузах. GRE пользуется большим спросом среди женщин и нетрадиционных студентов – иными словами, именно тех, кого бизнес-школы хотели бы видеть в своих стенах. 

8. Значительный рост популярности специализированных магистерских программ в области бизнеса 

Стационарные программы МВА сдают позиции, поэтому бизнес-школы в последнее время ввели целый ряд специализированных магистерских программ в самых разных областях, от логистики цепочки поставок до анализа данных. Одногодичные программы в области финансов и бухгалтерского учета по-прежнему самые популярные, но в ведущих бизнес-школах уже появилось столько вариантов, что голова идет кругом.

Например, в бизнес-школе Kelley при Университете Индианы только за последние семь лет были введены восемь специализированных магистерских программ, в том числе в области управления рисками кибербезопасности и управления IT. 

Такие специализированные программы помогли многим вузам компенсировать потери, вызванные снижением популярности стационарных программ МВА. В дальнейшем их количество, скорее всего, продолжит расти, даже если их качество оставляет желать лучшего.  

По материалам https://poetsandquants.com/

ЗаписьнаконсультациипопоступлениювКиеве  


blog comments powered by Disqus

Подписка на новости Subscribe


Запишитесь
на бесплатную консультацию!
Оставьте свои данные, и в течение 12 часов с Вами свяжется наш менеджер и согласует удобное для вас время консультации
X
Хотите получить
диплом MBA?
Оставьте свои данные и забирайте курс
книгу "10 шагов к MBA бесплатно"