MBA для консультанта McKinsey


Учиться в бизнес-школе с мировым именем и работать в одной из лучших консалтинговых компании мира – это ли не мечта человека, связывающего свою профессиональную жизнь с консалтингом? Мы подготовили для Вас эксклюзивное интервью с консультантами московского офиса компании McKinsey & Company. Три разных истории, три способа достичь успеха в карьере и учиться в ведущей  бизнес-школе.

Управленческий консалтинг и степень Магистра Делового Администрирования (МВА) часто ассоциируются одна с другой. В классе практически любой ведущей бизнес-школы традиционно много студентов, имеющих опыт работы в консалтинге. В свою очередь ведущие консалтинговые компании, такие как McKinsey & Company, активно принимают на работу выпускников бизнес-школ, а также предоставляют возможность получения МВА своим сотрудникам, не имеющим этой степени.

В качестве пролога к этим историям слово взяла Юлия Донькина, администратор по рекрутингу московского офиса McKinsey & Company.

Юлия: Во-первых, позвольте поблагодарить компанию МВА Strategy за интерес к нашим сотрудникам и за успешное сотрудничество, которое мы недавно начали и, надеемся, будем продолжать и в будущем.

Чтобы у читателей сразу же сложилось правильное понимание о позициях, на которые компания принимает новых сотрудников-консультантов, и основополагающих требованиях, предъявляемых к кандидатам, подчеркну, что наличие степени МВА не является ни достаточным, ни обязательным для приема на работу в McKinsey & Company. Для тех, кто претендует на позицию бизнес-аналитика (business analyst) –– это первая ступень в карьере консультанта, необходимо наличие законченного высшего образования и минимум один год опыта работы. Претендентам на позицию консультанта (associate) –– следующей ступени после бизнес–аналитика –– необходимо обладать степенью МВА или 6-8 годами опыта работы со значительными успехами в карьере (совмещение и того, и другого, несомненно, представляет для нас большой интерес). Те, кто поступает на работу в качестве бизнес- аналитика, через 2-3 года успешной работы имеют возможность поехать в бизнес–школу, при этом некоторым сотрудникам компания покрывает расходы на обучение. После получения степени МВА сотрудники вновь возвращаются в компанию уже на позицию консультанта (associate).

Часто спрашивают, может ли кандидат, не прошедший отбор на позицию бизнес-аналитика, но по прошествии определенного времени получивший степень МВА, вновь претендовать на позицию в компании. Да, может, каждый кандидат для нас индивидуален, и бизнес-школа может многое изменить, а потому мы рассматриваем каждое конкретное обращение сугубо индивидуально.
Для справки, в 2004 году на работу в московский офис McKinsey & Company было принято 24 новых консультанта, из них 14 на позицию associate, 8 из которых уже обладали степенью МВА. В 2005 году – 22, из низ associates – 7, о степенью МВА - 4.

Теперь слово моим коллегам, консультантам, Алексу Сухаревскому, Дмитрию Савицкому и Леониду Афендикову.

Александр Сухаревский, associate, выпускник бизнес-школы INSEAD

MBA Strategy: Вы пришли в McKinsey до бизнес-школы или после?
Александр Сухаревский: Я пришел в компанию после бизнес-школы. До поступления в школу у меня был значительный опыт работы в бизнесе, но где я буду работать после ее окончания, я точно не знал. Учебу в бизнес-школе я оплачивал из собственных средств.

MBA Strategy: Какие факторы были основными при выборе бизнес-школы?
Александр: Для меня таких факторов было шесть. О каждом из них расскажу подробнее:
1) Я хотел учиться в бизнес-школе, расположенной в Европе и имеющей хорошие связи с бизнесом в Восточной Европе и России. В этом случае, знания, полученные во время обучения, становятся максимально применимыми в работе;
2) Я выбрал школу, славящуюся преподаванием общей теории ведения бизнеса (General Management) и предпринимательства, около 40% выпускников INSEAD ведут свой бизнес и, так или иначе, идут по стезе предпринимательства;
3) Чтобы ни говорили про бренд бизнес-школы, для меня этот фактор был одним из решающих. И в России, и в Европе, где я вижу себя в ближайшие время, INSEAD –– очень узнаваемое имя, следовательно, карьерные вопросы с дипломом MBA этой бизнес-школы решаются гораздо проще;
4) Выпускники школы, связи, которые они поддерживают, имеют для меня важное значение. Школа представлена в России (да и в Украине тоже) очень хорошо. Выпускника INSEAD можно найти в любой ведущей компании. Почти еженедельно в Москве походят официальные и неформальные встречи выпускников. Кроме того, выпускники INSEADа мне казались антиподами  классическому имиджу выпускника MBA – открытые, неформальные и интересные люди, горизонты и интересы которых уходят далеко за пределы бизнеса, это те, с кем просто приятно провести свободное время;
5) Я искал одногодичную программу, и программа INSEAD в данном случае подходила мне как нельзя лучше.
6) Я наслаждался временем пребывания в Фонтенбло: Версальские дворцы, вкусное вино, изысканная пища, Fashion TV вечеринки в Париже, бесконечные дискотеки во дворцах и в целом красота городка – все это идеально вписывалось в мое представлении об удовольствии. Но и учиться приходилось тоже очень много, однако если правильно распределить свои силы, времени хватит на все.

MBA Strategy: Какова была у Вас ситуация с трудоустройством после окончания бизнес-школы?
Александр: После окончания у меня было 7 предложений о работе. В основном это были ведущие мировые консалтинговые компании, компании, занимающиеся элитной недвижимостью (real-estate boutiques), фонды прямых инвестиций (private equity) и инвестиционные банки. Я принял решение идти в McKinsey, так как на данном этапе моей карьеры это представляется лучшим путем профессионального и личного развития.

MBA Strategy: Существует мнение, что диплом ведущей бизнес-школы, делает попадание в McKinsey формальностью или по крайней мере очень упрощает этот путь. Так ли это?
Александр: В принципе, это несколько упрощает попадание, однако ни в коем случае не делает его автоматическим. Конечно, компания понимает, что если вы успешно преодолели отбор в бизнес-школу, хорошо учились и успешно ее закончили (что тоже не является основным фактором для приема на работу), то вы очень сильный кандидат. Однако, поскольку McKinsey ищет людей с определенный складом мышления и определенными персональными качествами, то не факт что вы будет идеально соответствовать этим критериям.

MBA Strategy: Какие бизнес-школы лучше всего представлены в московском офисе McKinsey?
Александр: Думаю, что Wharton, INSEAD, Harvard, Stanford, и в последнее время много выпускников Columbia.

MBA Strategy: Насколько кейс-метод, на котором построено обучение в бизнес-школах, востребован в реальной жизни, в частности при работе в McKinsey?
Александр: Всем нужно пользоваться с умом! Не нужно пытаться с помощью шаблонных примеров из кейсов пытаться решить все проблемы в бизнесе. Всегда следует понимать скорее ключевые моменты при решении кейса, научиться правильно мыслить, структурировать проблему. Без моделей, которые изучают в бизнес-школе, часто очень трудно правильно «организовывать» мысли и идеи при решении реальных бизнес–задач. Такие модели позволяют «не изобретать велосипед». Но это не значит, что любой другой подход не применим. Во время занятий в бизнес-школе мы всегда предлагали очень нестандартные методы решения, творческие подходы к решению проблем. Равно как и в повседневной работе в McKinsey.

MBA Strategy: INSEAD считается одной из лучших школ в плане разнообразия студентов, их предыдущего жизненного и профессионального опыта. Кто учился вместе с Вами?
Александр: Кого только не было! Несмотря на то, что в любой бизнес-школе всегда очень много людей из консалтинга и инвестиционных банков, со мной учились, например, и основатели пока еще небольших, только выходящих на рынок компаний, офицеры армии, адвокаты, комиссары ЕС, помощники глав государств, директора банков Европы и Азии, члены Европейских аристократических семей. Как видите, разнообразия более чем достаточно.

MBA Strategy: Помогает ли степень MBA, полученная в INSEAD, находить общий язык с владельцами компании-клиента, с которыми Вы работаете на проектах, высшим руководством этих компаний?
Александр: Конечно же, пользуясь связями и контактами с выпускниками бизнес-школы, всегда можно узнать о клиенте больше, получить о его бизнесе максимально полное представление, а также установить неформальный контакт. Всегда, найдется “знакомый из Фонтенбло”, который знает твоего клиента.

MBA Strategy: Возможно ли в McKinsey вырасти до уровня партнера, не имея степени MBA ведущей бизнес-школы?
Александр: Да, у нас есть такие примеры в московском офисе. Однако эти люди, как правило, обладают дипломом Ph.D, Master’s из других, не менее известных, учебных заведений.


Дмитрий Савицкий, associate, выпускник Гарвардской бизнес-школы (HBS)

MBA Strategy: Дмитрий, расскажите о своей карьере в McKinsey и о том, когда Вы решили получить МВА
Дмитрий: В McKinsey я пришел в августе 2000 года на позицию младшего аналитика, проработав до этого в компании «Внуковские авиалинии» около двух лет. Идея о получении бизнес–образования возникла у меня довольно давно, практически сразу после окончания учебы в Московском Авиационном Институте. Но поскольку я понимал, что для поступления в серьезную бизнес-школу необходим определенный опыт работы, то я не стал торопиться с подачей документов, а подождал несколько лет, в течение которых я смог больше узнать об МВА и лучше подготовиться как к поступлению, так и к самой учебе.

MBA Strategy: В какие из школ вы подавали документы, и куда были в конечном итоге приняты?
Дмитрий: Я достаточно серьезно отнесся к процессу поступления и уделил ему в общей сложности около 7 месяцев. Я подал документы в шесть бизнес-школ: HBS, Stanford, Chicago, Michigan, Duke и MIT, из которых был принят в три: HBS, Michigan и Duke. Долго не колеблясь, я выбрал HBS.

MBA Strategy: Почему вы подавали именно в эти бизнес-школы?
Дмитрий: При выборе школ я уделял особое внимание общей специализации, качеству профессоров и студентов, ну и, конечно же, репутации и престижу школы. В первую очередь меня интересовали школы из «Тор 10», которые бы специализировались на проблемах общего управления бизнесом (General Management) и принимали большое число иностранных студентов. HBS подходил мне по всем перечисленным выше параметрам. В дополнение к этому, HBS является самым престижным институтом в США и очень широко известен в России. При этом в понятие престиж я вкладываю гораздо больше, чем просто рейтинг школы в Business Week или Financial Times. Это также и ответственные позиции, занимаемые выпускниками, и возможность школы приглашать на занятия руководителей крупнейших компаний, которые затем свободно общаются со студентами. За время учебы в HBS я имел возможность встретиться с очень большим числом руководителей крупнейших компаний мира и услышать их комментарии из первых уст. Так, например, к нам приезжали миллиардер Уоррен Баффетт, руководитель Berkshire Hathaway, Джек Уэлч, бывший генеральный директор GE, Лу Герстнер, бывший генеральный директор IBM, и многие другие известные менеджеры и предприниматели. Выбирая между бизнес-школами США и Европы, я отдал предпочтение первым.

По моему субъективному мнению в целом качество бизнес образования в Америке немного выше, чем в других странах, диплом американской школы «более конвертируемый», и, наконец, ведущие американские университеты в отличие от INSEAD – главного европейского конкурента - предлагают двухгодичную программу. Я считаю, что за один год просто невозможно достаточно детально разобрать весь учебный материал, предлагаемый в двухгодичной программе. Ну и, конечно, в одногодичной программе отсутствует летняя практика (internship). Кстати, практику я проходил в одном из подразделений General Electric, занимающимся производством железнодорожного транспорта и оборудования, и для меня, как консультанта работающего с большим количеством промышленных компаний, это был крайне важный и полезный опыт.

MBA Strategy: Какие у Вас были результаты по экзамену GMAT. Как Вам удалось подготовить хороший пакет документов?
Дмитрий: GMAT я сдал на 710, что является достаточным практически для любой ведущей бизнес-школы. Более того, результаты тестов не являются главным критерием при приеме, задача теста, в первую очередь, отсечь заведомо слабых кандидатов. С эссе ситуация обстояла труднее, так как их написание занимает очень много времени. Поэтому писал я их и в самолете, и ночью, и на выходных. Относительно эссе стоит отметить, что я начал очень рано готовиться. Иначе просто не успеешь успешно подготовить «выигрышный» пакет документов.

MBA Strategy: Во время учебы в бизнес-школе Вы четко знали что вернетесь в McKinsey?
Дмитрий: Несмотря на то, что соблазнов, связанных с работой у выпускника HBS предостаточно, взвесив все за и против, я решил, что буду продолжать работать именно в московском офисе McKinsey. Во-первых, в России сейчас гораздо больше перспектив для выпускников бизнес-школ, чем в США или в Европе. Во-вторых, McKinsey предоставляет уникальную возможность эти перспективы реализовать. И, в-третьих, компания оплачивала мое обучение.

MBA Strategy: Прокомментируйте, пожалуйста, распространенное мнение, что HBS это школа одиночек, где «человек человеку волк».
Дмитрий: Мне кажется, что это не более чем стереотип. У меня остались самые теплые воспоминания от двух лет, проведенных в Бостоне. За время учебы у меня появилось очень много друзей со всех уголков света, с которыми я поддерживаю хорошие отношения и по сей день. Никакой явной конкуренции между студентами нет. Более того, несмотря на систему оценок, принятую в HBS, при которой индивидуальная оценка устанавливается относительно результатов других учащихся, многие студенты проводят дополнительные консультации во внеурочное время. Например, по наиболее сложным предметам, требующим хорошей математической подготовки, мои однокурсники из инвестиционных банков, помогали другим лучше разобраться в сложных финансовых концепциях.

MBA Strategy: Какие предметы из изучаемых в HBS оказываются наиболее полезными для Вас уже во время работы?
Дмитрий: Вы знаете, самое важное, что я вынес из учебы в бизнес-школе – это умение правильно думать. Главной особенностью процесса обучения в HBS является использование кейсов. В отличие от традиционного метода лекций и семинаров, при case study профессор не читает материал в течение 80 минут, который и без него можно прочитать в книгах, а руководит дискуссией 90 студентов. Готовясь к каждому занятию, студент должен прочитать кейс и быть готовым обсуждать решения, принятые компанией, оценивать эффективность этих решений, предлагать альтернативные варианты. Типовой кейс представляет из себя описание реальной ситуации, с которой на определенном этапе сталкивалась та или иная компания, а также дополнительной информации об отрасли в целом и об отдельных компаниях-конкурентах. На подготовку к обсуждению каждого такого кейса уходит в среднем 2-2,5 часа, и каждый день изучается по 2-3 кейса. Это требует очень большой работы со стороны студентов, поскольку не проанализировав ситуацию и не просчитав экономический эффект тех или иных действий, невозможно сделать хороший комментарий на занятии.

Поначалу у меня были сомнения в эффективности такого подхода. Однако спустя два года обучения и, особенно, года работы после школы, я могу с уверенностью сказать, что метод кейсов является наиболее эффективным способом бизнес–образования. Он не только максимально приближен к реальным задачам бизнеса, в отличие от тех же лекций, но и позволяет студентам рассматривать любую проблему в контексте деятельности всей компании. Так, например, изучая кейс по финансам, мы часто затрагивали вопросы стратегии, или, изучая кейс по стратегии, мы также смотрели на макроэкономическую ситуацию в регионе, проблемы бухгалтерского учета и организационной структуры компании. В результате вся программа в HBS получается очень интегрированной, и деятельность компании изучается как единое целое, а не набор отдельных функций.

Помимо этого очень интересно услышать комментарии других студентов, поскольку есть возможность одновременно посмотреть на одну и ту же проблему с позиций банкира, консультанта, маркетолога, или кого-то, кто вообще раньше не занимался бизнесом. Очень часто студенты, используя свой предыдущий опыт, могут дать очень подробный комментарий по какому-либо вопросу или дать дополнительную информацию о рассматриваемой компании. Это помогает лучше понять логику того или иного решения.

MBA Strategy: Сколько человек из Украины и России учатся и учились в HBS, например за прошедшие два года?


Дмитрий: Со мной училось шесть человек из СНГ, два человека с паспортом одной из стран СНГ, но которые уже давно не живут на родине, и еще человек 15 бывших соотечественников, которым имеют паспорта США. У нас на курсе было две студентки из Украины. Как видите, бизнес-школа принимает и украинцев, и россиян, главное доказать, что вы этого достойны!

MBA Strategy: Что бы Вы посоветовали тем людям, которые планируют поступать в HBS?
Дмитрий: Первый совет – эта школа любит амбициозных людей, тех, кто может ставить супер цели и, что главное, умеет их достигать. Второе – очень важно показать, что вы можете интересного привнести в бизнес-школу, т.к. во время обучения вы будете постоянно участвовать в дискуссиях, следовательно, вы должны как минимум обладать знаниями и кругозором достаточным для того, чтобы такую дискуссию поддержать. Кроме того, читая ваши эссе, приемная комиссия хочет видеть, что вы представляете как личность, как индивидуум, чем увлечены, что вас захватывает. Вы не должны быть человеком, ограниченным только работой. Надеюсь, эти нехитрые советы помогут в поступлении всем, кто готовится.

Продолжение следует...

ФИО
Компания
E-mail
Должность
Телефон
Откуда вы узнали о GMAT Adaptive
  Введите текст с картинки
ФИО
Компания
E-mail
Должность
Телефон
Откуда вы узнали о GMAT Adaptive
  Введите текст с картинки
×

Оставьте свои данные, и в течение 24 часов с Вами свяжется наш менеджер и согласует удобное для вас время консультации


Мы гарантируем, ваши данные не будут переданы третьим лицам

×

Оставьте свои данные, и в течение 24 часов
с Вами свяжется наш менеджер.

Мы гарантируем, ваши данные не будут переданы третьим лицам